fbpx
[get_banners]

Необходимо избавиться от долгов? Новеллы Кодекса по процедурам банкротства

In: Адвокатское бюро Яновский и партнеры, Статьи правовая тематика 10 Сен 2019 Tags:

Контакты Адвокатського бюро “Яновський і партнери”

+38 (032) 247-01-00+38 (067) 000-13-27

е-mail: yp@zkg.ua Viber Messenger Telegram

15.04.2019 года Президент Украины подписал долгожданный Кодекс Украины по процедурам банкротства №2597-VIII, и поэтому наше государство уже в ближайшем будущем ожидают значительные изменения в этой сфере. Что при этом необходимо знать и на что необходимо обратить внимание – об этом в настоящей статье.

Почвой для изменений правового поля послужило несовершенство процедур по  сравнению с западными соседями: на 1,5-2 года дольше удовлетворяются требования кредиторов, что влечет за собой значительно больше финансовых расходов, закрепленные мероприятия по санации, как правило, не давали желательных результатов; а собственно эффективность нормативно-правовой базы оценивается в 7,5 из 16 возможных баллов; нерешенные проблемы “безнадежных ссуд” и необходимость оздоровления банковской системы; отсутствие института банкротства физических лиц; улучшение инвестиционного климата в целом. Ожидается, что принятые нововведения улучшат положение Украины в мировом рейтинге Doing business: сейчас это 145 место по показателю решения неплатежеспособности среди 190 стран.

Сам Кодекс построен по принципу пандектной системы и, кроме общей части, включает специальные книги о правовом положении арбитражного управляющего, о процедуре банкротства юридических лиц и самую важную новеллу – о возобновлении платежеспособности физических лиц и ФЛП.

 

  1. Подсудность

Во-первых, долгожданное решение проблемы подсудности вызвано недостатками  формулировки статьи закона п. 4 ст. 10 ЗУ “О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом” (дальше – закон о банкротстве/закон): иски по имущественным требованиям к должнику относятся к юрисдикции суда, в котором осуществляется разбирательство по делу о банкротстве, отсутствие корреляции такого подхода с общими правилами ХПК Украины, что, в конце концов, влекло за собой напрасно потерянные годы, передачу дел по подсудности то по правилам ХПК, то Закона, повторные долговременные рассмотрения. Судебная практика по этому вопросу также не была однозначной: с одной стороны, из-за отсутствия четкого нормативного обоснования, однако ВХСУ в одном из решений отметил, что к юрисдикции суда, рассматривающего дело о банкротстве, должны относиться все дела, даже те, в которых должник является истцом, – для всестороннего и надлежащего формирования ликвидационной массы; с другой стороны, – противоположная практика этого же ВХСУ: дело должно решаться четко по букве закона, разделение дел по юрисдикциям судов – отдельно по общим правилам подсудности и по местонахождению недвижимого имущества.

Усовершенствованная ст. 7 Кодекса закрепляет четкую концентрацию всех имущественных споров при участии должника в хозяйственном суде, осуществляющем  производство по делу о банкротстве. Без исключений – является он ответчиком или истцом, это требования к должнику или его иски об истребовании имущества, возмещении  вреда и тому подобное. Такой подход позволяет осуществлять эффективный судебный контроль за имущественными активами должника.

  1. Банкротство юридических лиц: изменение правил

Вопросом неплатежеспособности могут задаться как кредиторы, так и сами должники – юридические лица. Одним из важнейших новшеств является введение принципа “легкого входа” – отменен раньше установленный законом о банкротстве минимальный размер бесспорных денежных требований кредитора в размере 300 минимальных зарплат. Будет ли способствовать этот принцип усилению дисциплины должника или приведет к злоупотреблениям со стороны кредитора – вопрос, который может быть решен только на практике.

Усилена ответственность менеджмента компании: руководитель юридического лица обязан своевременно сообщать участникам (основателям) компании о вероятности банкротства и принимать необходимые меры, в том числе – в течение месяца обратиться с заявлением в суд относительно открытия производства. Следствием невыполнения  указанной обязанности является наступление солидарной ответственности руководителя по долговым обязательствам субъекта. Субсидиарная ответственность установлена относительно третьих лиц, которые довели должника до банкротства, – участников (основателей) или других лиц, уполномоченных на дачу обязательных указаний или иным образом определяющих деятельность должника. Отмеченный подход служит защитой интересов кредиторов, увеличивая их шансы на получение средств, но в то же время он должен стимулировать должностные лица компании к взвешенной деятельности.

Производство по делу о банкротстве в хозяйственном суде не подлежит остановке. С одной стороны, это не позволяет затягивать дело, но с другой – противоречит общим правилам, установленным ГПК. В целом Кодекс содержит некоторое количество процессуальных норм, установление сроков, прав и обязанностей участников сторон и тому подобное, однако только соответствующая судебная практика позволит сделать выводы о правильном применении норм.

В отличие от Закона о банкротстве, Кодекс не предполагает упрощенной процедуры,  являющейся достаточно популярной среди хозяйствующих субъектов. Вместе с тем новые разработанные механизмы, в принципе, должны ускорить процесс, однако не в связи с уменьшением сроков судебного разбирательства, а,  в частности, – путем ограничения права на обжалование (в кассационном порядке) некоторых видов решений суда по делу о банкротстве; установления дополнительных требований относительно осуществления других судебных процедур (ускорены “промежуточные этапы”, закреплена автоматичность начала ликвидации предприятия в случае отсутствия одобренного собраниями кредиторов плана санации).

При отсутствии оснований для отказа в открытии производства (ст. 39) суд принимает постановление об открытии производства, определяя размер требований кредитора-заявителя (кредиторы также имеют право подать общее заявление, подписанное ими), решает вопрос о моратории и распоряжении имуществом. Сведения о производстве публикуются на официальном портале судебной власти с целью выявления кредиторов и лиц, которые будут участвовать в санации.

Одновременно с открытием производства устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов, осуществление исполнительных действий относительно должника, уплату налоговых обязательств, по таким требованиям также не насчитывается неустойка и не применяется индекс инфляции на все время действия моратория. В то же время он не распространяется на требования текущих кредиторов  относительно выплаты заработной платы, ЕСВ, возмещения вреда, нанесенного жизни и здоровью, выплаты алиментов и тому подобное (ст. 41).

Доработаны нормы о признании недействительной правовой сделки должника, совершенной после открытия производства по делу или в течение 3 лет до этого (раньше это был 1 год), однако установлена необходимость доказывать нанесенные правовой сделкой ущербы кредиторам или собственно должнику. Перечень оснований для обращения с заявлением дополнен заключением договора дарования и соглашения с заинтересованным лицом. Задаться перед судом вопросом о недействительности имеют право все категории кредиторов (раньше – только конкурсные) и арбитражный управляющий (эта норма признается законодателями крайне действенным инструментом).  

Арест на имущество должника после открытия производства может быть наложен только хозяйственным судом в пределах дела. Это нововведение должным образом обеспечивает возможность эффективного распоряжения или ограничения распоряжения имущественными активами для формирования ликвидационной массы.

Читайте больше: о процедуре ликвидации предприятия.

 

По делу о банкротстве к должнику юридического лица могут быть применены такие мероприятия, как:

Распоряжение имуществом должника. Вводится до 170 дней вместе с принятием постановления об открытии производства, назначается распорядитель имуществом. Одной из новелл есть право распорядителя обращаться в суд с заявлением об отмене арестов, наложенных на имущество, в случае, если они препятствуют возобновлению платежеспособности должника или хозяйственной деятельности, – эти обстоятельства обязательно должны быть доведены до суда. При этом теперь нормативно не определено, арестов какого вида производств это касается – наложенных в криминальном, административном, гражданском судопроизводстве или в пределах этого же производства.

В течение этой процедуры осуществляется поиск кредиторов. Конкурсные кредиторы должны предъявить свои требования в течение 30 дней от официального обнародования открытия производства. Несоблюдение этого срока не приводит к погашению долга, однако такие требования будут удовлетворяться в порядке очередности, а конкурсные кредиторы будут иметь право совещательного голоса на собраниях. Таким образом, реестр требований кредиторов отныне является открытым в любое время. Согласно ст. 45 обеспеченные кредиторы также получают право отказаться полностью или частично от обеспечения и считать их требования конкурсными.

На протяжении этого процесса распорядитель имущества при участии должника разрабатывают план санации. Собрания кредиторов в случае невозможности принять план санации в течение процедуры производства имеют право подать в суд ходатайство о продлении сроков, однако только в пределах установленных 170 дней. При отсутствии плана судом будет начата ликвидация или же производство по делу может быть закрыто.

Санация. Кодекс оставляет возможность применения процедуры санации как до  открытия производства по делу по заявлению должника с соответствующей уплатой судебного сбора (ст. 5), так и в пределах дела о банкротстве, после распоряжения имуществом должника. Фактически, кроме порядка утверждения плана, эта процедура не испытала существенных изменений, кроме некоторых точечных изменений, касающихся  сроков.

План санации должен быть одобрен отдельно кредиторами каждого класса. Количество голосов, необходимое для принятия решения, является разным в зависимости от класса (ст. 52):

– для необеспеченных кредиторов: больше половины голосов кредиторов, включенных в класс, или не менее половины имеющих право голоса в классе;

– для обеспеченных кредиторов: “за” должно быть отдано не менее 2/3 голосов включенных в  класс, или не менее половины кредиторов, имеющих право голоса.

Не учитываются при голосовании требования лиц, имеющих заинтересованность относительно должника. Предусматриваются также определенные особенности в случае установления условий предоставления обеспеченным кредиторам права взыскания заложенного имущества – они не принимают участия в принятии плана санации.

Собственно ликвидация. Новое законодательство содержит несколько иную формулировку срока ликвидации – не более 12 месяцев (то есть, возможен и меньший срок), вместо четко установленных ранее 12. Важнейшие изменения касаются порядка продажи имущества банкрота. В первую очередь, имущество подлежит отчуждению исключительно через аукционы в электронной торговой системе ProZorro. В отличие от аукциона, который мог (а часто и по заговору ликвидатора с бенефициарами) длиться годами, установлен 20-ти дневный срок на объявление аукциона со дня определения его условий или получения согласия на продажу имущества от кредиторов. Ход аукциона подлежит оформлению в виде протокола, который немедленно формируется электронной системой на площадке и отправляется заказчику и всем его участникам. Эффективность этого механизма уже доказана относительно банкротов в банковском секторе, поэтому ожидается достичь реальной продажи имущества по наивысшей цене, надлежащей защиты прав участников аукциона, снижения коррупционных рисков.

Обращаем внимание также на несколько измененную очередность удовлетворения кредиторских требований (ст. 64).

Что касается закрытия производства по делу о банкротстве юридического лица, – оно допускается на всех стадиях. Специальные разделы Кодекса посвящены особенностям банкротства отдельных категорий субъектов ведения (страховщиков, участников рынка ценных бумаг и тому подобное) хозяйства и нерезидентам.

  

  1. Впервые в Украине – возобновление платежеспособности физического лица

Повышение стандартов процедур, связанных с неплатежеспособностью субъектов, требования евроинтеграции, вместе со множеством проблемных и  нереструктуризированных валютных ипотечных кредитов, требовали от нашего государства создания института банкротства физических лиц и ФЛП. Наконец  законодателем предложен вариант легального “освобождения” от около 50 млрд. грн. валютных кредитов.

Во-первых, вопрос, который интересует, по-видимому, всех граждан Украины:  может ли кредитор требовать банкротства физического лица-должника? В соответствии со ст. 115 Кодекса производство может быть открыто исключительно по заявлению самого лица. Заявление подается непосредственно в хозяйственный суд, и только при наличии признаков неплатежеспособности:

– размер долговых обязательств составляет как  минимум 30 минимальных зарплат;

– должник на протяжении 2 месяцев прекратил платить по кредитам/платежам в размере более 50% месячных платежей по каждому обязательству;

– есть постановление исполнителя об отсутствии у должника имущества для возможности взыскания;

– существует так называемая “угроза неплатежеспособности” – обстоятельства, которые свидетельствуют о невозможности в ближайшее время удовлетворить требования кредиторов.

По аналогии с банкротством юридических лиц, с целью выявления кредиторов должника сведения о производстве по делу о неплатежеспособности официально публикуются. Кредиторы обязаны заявить свои требования в порядке, установленном для юридических лиц. В производстве по делу могут быть применены мероприятия обеспечения требований кредиторов, как по их ходатайству, так и по собственной инициативе суда, – запрет должнику заключать правовые сделки, арест имущества, запрет на выезд за границу и тому подобное. Кроме того, вместе с принятием постановления об открытии производства устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов, однако он не распространяется на: возмещение нанесенного увечьем вреда  жизни и здоровью; выплату алиментов; выполнение требований исполнительных документов неимущественного характера; погашение требований кредиторов в процедуре реструктуризации долгов (ст. 121).

 

К физическому лицу могут быть применены такие мероприятия:

Реструктуризация долгов. Подготовка и предоставление плана должны быть осуществлены в 3-месячный срок со дня проведения подготовительного заседания по делу. План реструктуризации должен быть одобрен собраниями кредиторов каждого класса отдельно – все обеспеченные кредиторы и не менее 50% конкурсных кредиторов. Срок выполнения плана реструктуризации не может быть больше 5 лет (10 лет – при погашении кредитов на жилье). Реструктуризации не подлежат долги по уплате алиментов, возмещению вреда, нанесенного жизни и здоровью, по уплате ЕСВ и других платежей на общеобязательное страхование. Вместе с тем, налоговый долг последних 3лет до открытия производства признается безнадежным и списывается. Сама  процедура реструктуризации предусматривает такие инструменты, как продажа имущества через аукцион ProZorro; отсрочка, рассрочка или полное списание долга кредитором, изменение его сроков или размера; погашение долга третьим лицом. Вопросу ипотечных кредитов отведено особое внимание в заключительных положениях Кодекса, где урегулировано два пути решения проблемы – продажа ипотечного имущества и банкротство; собственно реструктуризация кредита – стоимость имущества будет определяться в соответствии с рыночной ценой ипотечного имущества, следующая конвертация в гривну по курсу НБУ на день открытия дела о банкротстве, уменьшение этой суммы пропорционально части тела погашенного валютного кредита и выплата в течение 5/10 лет в зависимости от размеров за кв.м. Только в результате полной выплаты реструктуризированного кредита должник освобождается от уплаты начисленной неустойки за просрочку.

Погашение долгов вместе с признанием должника банкротом. Процедура применяется в случае, если в течение 120 дней от открытия производства кредиторами не одобрен план реструктуризации или в результате его невыполнения или неполного выполнения должником. При этой процедуре определяется ликвидационная масса, то есть все имущество должника, кроме: жилья, в котором проживает должник (нормативно установленные нормы кв.м.) и которое не является предметом обеспечения; имущества,  на которое не может быть наложено взыскание; средств на счетах в пенсионных фондах.

По результатам судебного разбирательства лицо признают банкротом, а его долги – погашенными, кроме обязательств по уплате алиментов, возмещению вреда здоровью (и других,  перечисленных выше), которые могут быть заявлены в непогашенной части и за пределами производства по делу.

Основания для закрытия производства установлены Кодексом (ст. 123), самые резонансные из них – предоставление недостоверной декларации об имуществе, доходах и расходах должника и членов его семьи; приобретение и регистрация  имущества на члена семьи должника с целью укрывательства имущества; должник, обеспеченный квартирой, не имеет возможности погашать кредит в иностранной валюте, так как квартира является единственным местожительством его семьи.

Одно из самых важных изменений, установленных Кодексом, – прекращение действия моратория на взыскание недвижимого имущества по кредитам в иностранной валюте, введенного еще в 2014 году. Это хорошая новость для оздоровления банковской сферы, однако для должников это влечет за собой необходимость совершения соответствующих действий.

По существу, признавать себя банкротом можно раз на 5 лет. Однако Кодекс устанавливает негативные последствия, в том числе репутационные, с целью предупреждения злоупотреблений этой нормой: в течение 5 лет лицо должно в письменной форме информировать о факте своей неплатежеспособности всех контрагентов при заключении правовых сделок (кредитов, ссуды, поручительства, залога) и 3 года не считается лицом, имеющим безукоризненную деловую репутацию.

Таким образом, Кодекс Украины по процедурам банкротства можно считать полностью компромиссным: прослеживаются механизмы оздоровления и активизации рынка кредитования, освобождения от груза древних кредитов физических лиц; усиление дисциплины органов управления компанией; закреплены значительные гарантии защиты прав и интересов кредиторов – это и официальная публикация информации о должнике, решение всех споров исключительно в пределах процедуры банкротства и автоматическая передача всех заявлений в суд надлежащей юрисдикции; прозрачная процедура продажи имущества только через электронные аукционы и открытие он-лайн доступа к его результатам. Новые законодательные изменения разрушат большинство коррупционных схем, которые позволяют осуществлять фиктивное банкротство и сокрытие от долгов. Кроме того, Кодекс содержит и другие новеллы, в частности, – это существенная трансформация института арбитражного управляющего, закрепления гарантий и стандартов его деятельности, профессиональность которого будет существенно влиять на успешность новых процедур. Дальнейшая эффективность действия Кодекса будет также зависеть от принятия законодателем и других, новейших законодательных актов, которые касаются всех процедур банкротства.

Теперь на практике может возникнуть вопрос: пытаться ли “успеть впрыгнуть в последний вагон” и инициировать процедуру банкротства сейчас, в соответствии с нормами  действующего закона в период действия переходного периода? Единственно правильного ответа на этот вопрос нет. Следует отметить, что исходя из конкретных обстоятельств дела,  стороне кредитора важно учесть – имеются ли подтверждения бесспорных требований на необходимую сумму, завершены ли все судебные процессы, получены ли исполнительные листы, имеются ли средства для авансирования расходов исполнителя  или их подготовка будет занимать еще длительное время и поэтому впоследствии окажется ненужной. К тому же новые процедуры должны стать значительно дешевле. Вместе с тем, если инициирующей стороной является должник, – стоит подумать о такой возможности, ведь сведения и их объем в заявлении о банкротстве фактически не изменились, но еще действует специальная (упрощенная) процедура, являющаяся полностью контролируемой и меньшей по количеству стадий. Указанная процедура является достаточно популярной в украинской бизнес-среде, владельцы которой стремятся закрыть свои предприятия, однако через административные барьеры не имеют возможности закрыть юридическое лицо в разумные сроки.

Читайте больше: о защите активов во время процедуры банкротства физического лица предпринимателя.

Авторы: юрист – Мария Шулякивская, адвокат – Алексей Яновский

X