fbpx

Деление заявки на торговую марку по разным классам товаров и услуг

Торговая марка в нынешних условиях ведения предпринимательской деятельности приобретает все больший вес и ценность для бизнеса. Сегодня ввиду развития информационных технологий практически любому товару либо услуге можно придать внушительный облик публичности, известности и всеобщей востребованности. История знает немало брендов, которые позволяют их собственникам зарабатывать куда большую маржу на продукции или предоставляемой услуге исключительно за счет широко известного и хорошо зарекомендовавшего себя имени торговой марки.

Вот почему регистрация торговой марки – важнейший шаг в самом начале предпринимательского пути. И хотя со стороны может показаться, что эта процедура является абсолютно прозрачной и практически элементарной, если придерживаться заданной схемы, на деле отказ в оформлении торговой марки – дело довольно частое. В связи с чем это происходит? Как предотвратить отказ? Почему классы товаров и услуг знака согласно МКТУ играют здесь столь важную роль? Попробуем подробно остановиться на этих краеугольных вопросах и сформировать наиболее важные моменты на пути к получению заветного свидетельства.

Выбираем правильное название для регистрации торговой марки с учетом классов МКТУ

О том, как важно правильно выбрать название компании или торговой марки для определенного продукта, говорят многие. В частности, часто об этом пишут и рассказывают маркетологи и специалисты по связям с общественностью. Кому, как не им понимать, что с именем бренда вступают в прямую зависимость продажи, срок окупаемости предприятия и даже количество лайков в соцсетях, подписчиков и приверженцев. При этом, чтобы подобрать правильное и высокоэффективное название для новой торговой марки необходимо поистине обладать завидным чутьем и творческой фантазией. Наиболее успешными за всю историю бизнеса считаются торговые марки, название которых вне зависимости от МКТУ базируется на:

  • имени основателя или автора идеи (McDonald’s, Harley-Davidson, Inc., Kuehne + Nagel, Procter & Gamble Co. и пр.);
  • названии территории, где впервые появилась эта продукция и откуда разошлась по всему миру (жареные цыплята “KFC” – “Kentucky Fried Chicken”, пиво “Бердичевское”, кофе “Кава зі Львова”, шоколад и кондитерские изделия “Житомирські ласощі” и пр.);
  • обозначении отрасли бизнеса (“Украинская страховая группа”, “Перша приватна броварня”, “Західна консалтингова група”,  и пр.);
  • прямого указания на специфику и область применения продукции и услуг (iPhone, BlaBlaCar, “Нова пошта” и пр.).

Но существует немало примеров, когда названия торговой марки шли абсолютно вразрез с вышеупомянутыми рекомендациями. И тем не менее, предприятие добивалось колоссального успеха (Apple, Mercedes, 7UP). Их основатели выбирали такие имена, поддаваясь внутреннему чутью, а не руководствуясь МКТУ. И все же отбрасывать важность последнего не только не следует – это, к тому же чревато последствиями, вплоть до отказа в регистрации словесной торговой марки. Каково же значение классификатора услуг и товаров для оформления заявки на регистрацию торговой марки в Украине и как правильно использовать классы МКТУ при подготовке соответствующих документов? Об этом и о других аспектах корректного использования международного классификатора пойдет речь ниже.

Международная классификация товаров и услуг в МКТУ и ее роль в процессе регистрации торговой марки в Украине

Для начала определим сущность МКТУ. Международный классификатор товаров и услуг – это особый перечень категорий всех товаров и услуг, которые производятся, предоставляются либо могут быть произведены, предоставлены в любой стране мира. Так, все существующие и пока несуществующие продукты собраны в определенные группы в МКТУ по наиболее явным признакам и свойствам. Такая классификация является довольно расплывчатой, неточной и допускает возможность отнести конкретный товар сразу в несколько классов.

К примеру, некоторые бренды отделочных материалов и инструментов для ремонта могут охватывать одновременно продукцию из класса 1 МКТУ (химические продукты, которые используются в дальнейшем производстве), класса 2 (красители, краски, лаки), класса 3 (обезжиривающие и абразивные средства), класса 4 (смазочные материалы, технические масла), класса 8 (ручные орудия труда и инструменты), класса 16 МКТУ (клеи), класса 17 (материалы для уплотнения и изоляции), класса 19 (неметаллические строительные материалы) и некоторых других. В сущности, практически для каждого изделия можно применить всего лишь один, максимум – два класса МКТУ. Но если речь идет о торговой марке, под которой будет выпускаться целая линейка товаров, а возможно, в том числе будут предоставляться соответствующие услуги, то следует учитывать сразу несколько классов классификатора услуг и товаров. Скажем, когда мы планируем зарегистрировать торговую марку для компании, которая производит стеклопакеты для металлопластиковых окон, нам следует проработать стратегию развития на ближайшие пять-десять лет и определить:

  1. Заинтересованы ли мы в том, чтобы производить также межкомнатные и входные двери из металлопластика и других материалов?
  2. Будем ли мы сами совершать доставку своей продукции?
  3. Кто будет производить монтаж окон – наемные сотрудники компании или подрядчики от другой фирмы?
  4. Выгодно ли нам предлагать своим клиентам моющие и чистящие средства и приспособления для окон под нашей торговой маркой?
  5. Есть ли возможность реализовывать москитные сетки данного бренда сейчас или в перспективе? А роллеты для окон? Оконные решетки из металла?

Список можно продолжить настолько, сколько хватит фантазии и средств у собственников и инвесторов предприятия. Только нарисовав в деталях стратегическую картину развития торговой марки можно детально расписать перечень всех товаров, услуг и работ, которые будут продаваться под нашей ТМ, и обозначить соответствующие классы МКТУ. Как только нам будет полностью понятно, какие классы товаров и услуг потенциально интересуют нас сегодня, а также в перспективе ближайших десяти, а то и двадцати-тридцати лет, можно будет определить, способна ли компания в данный момент зарегистрировать торговую марку во всех интересующих ее классах. В частности, это зависит от корпоративных финансовых возможностей. Ведь за регистрацию в каждом классе придется отдельно платить взнос. Зато он, безусловно, окупится, если это направление будет задействовано в конкретном бизнесе.

Согласно законодательства Украины, регистрация торговой марки в каждом классе МКТУ на  сегодня обойдется заявителю в 1000 гривен. Соответственно, в примере с компанией, которая производит отделочные материалы и инструмент для их использования, руководство фирмы может подать заявку на регистрацию торговой марки сразу в восьми категориях МКТУ, что обойдется в 8000 гривен. Но можно начать и с одного-двух классов. Такой путь выбирают небольшие отечественные производители, которые на этапе раскрутки бизнеса и наращивания производства и сбыта стремятся наиболее рационально использовать каждую проинвестированную в предприятие гривну. Позднее, с появлением новых продуктов, можно будет подать аналогичные запросы для регистрации торговой марки в новых классах МКТУ. Это зачастую бывает целесообразнее с точки зрения финансового менеджмента, но влечет за собой другие сложности. Но на этом мы остановимся немного позднее.

Роль международной классификации товаров и услуг в регистрации торговых марок сложно переоценить. Поскольку в Украине и других странах мира допускается регистрация только словесной (текстовой) формы товарного знака, то очевидно, что некоторые названия могут быть применимы в разных классах товаров и услуг. Например, на рынке Украины можно встретить мороженое “Три медведя”, частный мини-зоопарк “Три медведя”, игровую зону для детей дошкольного возраста “Три медведя”, пельмени, заготовки для приготовления домашней выпечки, носочно-чулочные изделия, напиток на основе молока и какао и даже детский транспорт под одноименной торговой маркой. Все они являются зарегистрированными в разных классах МКТУ.

Регистрация товарного знака согласно МКТУ: схема подачи заявки в зависимости от количества классов

Хотя регистрация торговой марки изначально только в одном классе обойдется в несколько раз дешевле, чем сразу в трех, пяти или восьми, существует немало нюансов, о которых стоит подумать заранее. Так, регистрируя товарный знак в классе, скажем, лаки и краски (это класс 2), мы лишаемся возможности всецело обладать данной ТМ также для орудий и инструмента для отделочных работ (кисти, щетки, валики, ванночки, малярный скотч и пр.).

Когда продукция данного бренда заслужит авторитет на потребительском рынке и руководство примет решение расширять ассортимент, закупая ручной инструмент у производителя или импортера, может случиться следующее. Если торговая марка, аналогичная той, под которой реализуются лаки и краски, в классе 8 зарегистрирована уже кем-то другим, продавать инструмент под таким же брендом уже не представляется возможным. Таким образом, для диверсификации продуктовой линейки придется оформлять еще один или несколько брендов и вкладывать в их раскрутку и выход на точку окупаемости энную сумму. А такие мероприятия обходятся куда дороже, нежели изначальная регистрация торговой марки в нескольких классах МКТУ, каждый из которых, как уже говорилось, будет стоить в данный момент 1000 гривен. Аналогично, товарный знак, который согласно международной патентной классификации охватывает лишь класс 1 “Химические продукты, предназначенные для дальнейшего использования в промышленности” по МКТУ не будет распространяться на класс 16 (канцелярские и бытовые клея). А торговая марка для товаров из класса 5 (Фармацевтические препараты) не будет распространяться на продукцию десятого класса (Врачебный инструмент и материалы для накладывания швов). Таким образом, стоит тщательно проанализировать амбиции компании и понять:

  • какие отрасли считаются перспективными для руководства;
  • каким образом планируется расширять ассортиментную линейку бренда;
  • какие сопутствующие услуги или дополнительные товары могут принести прибыль; стоит ли продавать их под одноименной торговой маркой и так далее.

Сроки регистрации торговой марки в одном или нескольких классах МКТУ

Поскольку до момента фактического получения свидетельства о регистрации торговой марки ею могут пользоваться все конкуренты на свое усмотрение, вопрос сроков получения этого документа для некоторых компаний стоит довольно остро. Особенно, если речь идет о рынках такой продукции, на которую можно сделать подделку довольно быстро. Конечно, период обработки заявки и оформления решения о регистрации торгово марки напрямую зависит от количества классов МКТУ, указанных в ней. Но даже в случае подачи одного класса товаров и услуг такие дела редко завершаются ранее, чем через год. А когда речь идет о регистрации ТМ в пяти-десяти классах МКТУ, сроки могут превышать 18-20 месяцев, а иногда растягиваться до двух лет. Это сопряжено со сложной, многоступенчатой и многогранной проверкой существующих торговых марок. Так, новый бренд не может быть лицензирован, если он очень похож на уже существующие товарные знаки либо наследует один из известных брендов.  Более того, торговая марка (причем, как текстовая, так и графическая ее часть) не должна вводить аудиторию в заблуждение. И если проверить текстовый формат ТМ по данному аспекту в большинстве классов МКТУ довольно легко, то с изобразительным знаком часто возникают спорные вопросы, затягивая сроки получения свидетельства о регистрации на многие месяцы, а порой и полностью влекущие за собой отказ в регистрации торговой марки.

Все это говорит о том, что важно не просто удачно выбрать название для нового бренда, а также создать запоминающийся и эффектный логотип, но и грамотно определить сферы деятельности согласно классификатора услуг и товаров при подготовке документов для регистрации фирмы и торговой марки. Неверное определенные классы МКТУ, равно как и слишком узкий их перечень, часто дорого обходятся. Неправильно указанные коды рубрик международного классификатора сводят на нет всю работу или значительно ограничивают перспективы развития бизнеса. Поэтому регистрация торговой марки – отрасль, где мудрые руководители и менеджеры чаще всего пользуются услугами отдельных регистраторов или консалтинговых компаний со значительным опытом в данном направлении. В конечном итоге, привлечение специалиста по подготовке документов для подачи заявки на регистрацию торговой марки для одного или нескольких классов МКТУ – это верное решение, способное сэкономить время, оборотные средства и рабочий потенциал сразу нескольких человек в компании.

Разделение заявки на торговую марку

Заявитель имеет право разделить заявку на регистрацию торговой марки (знака для товаров и услуг) на две и более заявки (выделенные заявки) путем распределения между ними перечисленных в этой заявке товаров и услуг таким образом, чтобы каждая из выделенных заявок не содержала товары и услуги, сродные товарам и услугам, перечисленным в других заявках.

Разделение заявки осуществляется путем подачи заявителем заявления о внесении в заявку соответствующих изменений и выделенной заявки (заявок) при условии уплаты сборов за подачу вышеуказанных заявления и заявки.

Дата подачи выделенной заявки является такой же, как и дата подачи разделенной заявки. Дата приоритета выделенной заявки устанавливается, если на это есть основание, такой же, как и дата приоритета разделенной заявки.

Процедура разделения заявки осуществляется применительно к заявкам, находящимся на рассмотрении в учреждении экспертизы, после установления даты подачи заявки, которая разделяется, до даты принятия решения по такой заявке.

Экспертиза выделенной и разделенной заявки проводится одновременно при соответствующем соблюдении всех положений статьи 10 Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» и пунктов 4.1-4.3 Правил составления и подачи заявки на выдачу свидетельства Украине на знак для товаров и услуг с учетом нижеприведенных особенностей.

Для осуществления разделения заявки заявитель должен подать составленное в произвольной форме заявление о внесении изменений, связанных с разделением заявки, и выделенную заявку, оформленную в соответствии с требованиями пунктов 2.1-2.2 Правил.

17.2. Заявление о внесении изменений, связанных с разделением заявки, подается заявителем в учреждение экспертизы до уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства.

При этом заявителем должны быть соблюдены такие требования:

  • заявка, которая разделяется, должна быть подана относительно нескольких товаров и/или услуг;
  • обозначение по выделенной заявке должно быть тождественным обозначению по заявке, которая разделяется;
  • заявитель по заявке, которая разделяется, и заявитель по выделенной заявке должен быть одним и тем же лицом;
  • названия товаров и/или услуг в перечне выделенной заявки должны быть идентичными названиям товаров и/или услуг, использовавшимся в перечне, приведенном в заявке, которая разделяется;
  • в перечне товаров и/или услуг в выделенной заявке должны отсутствовать товары и/или услуги, сродные приведенным в заявке, которая разделяется.

За подачу заявления о внесении изменений, связанных с разделением заявки, и каждой выделенной заявки уплачивается соответствующий сбор, установленный Порядком.

Сбор за подачу выделенной заявки уплачивается в порядке, установленном пунктом 8 статьи 7 Закона. При этом срок поступления документа об уплате такого сбора исчисляется от даты получения учреждением экспертизы выделенной заявки.  

17.3. В случае получения учреждением экспертизы от заявителя заявления о внесении изменений, связанных с разделением заявки, отделом формальной экспертизы проверяется наличие:

  • в заявке, которая разделяется, нескольких товаров и/или услуг;
  • материалов выделенной заявки;
  • уплаченного в соответствии с Порядком сбора за подачу заявления о внесении в заявку на знак изменений, связанных с ее разделением, и сбора за подачу выделенной заявки.

Если вместе с заявлением о внесении в заявку на знак изменений, связанных с ее разделением, поступила выделенная заявка и сборы за подачу такого заявления и выделенной заявки в соответствии с Порядком уплачены, отделом формальной экспертизы проводятся такие действия:

выделенной заявке присваивается новый номер с добавлением буквы “В” (“выделенная”) в конце номера, который отмечается по коду (210);

в библиографических данных относительно выделенной заявки по коду (641) отмечаются сведения, касающиеся разделенной заявки (номер и дата подачи);

дата подачи выделенной заявки, которая отмечается по коду (220), в соответствии с пунктом 3 статьи 11-1 Закона устанавливается в соответствии с датой подачи разделенной заявки;

при наличии оснований для установления приоритета по разделенной заявке, он сохраняется и по выделенной заявке, для чего в библиографических данных относительно выделенной заявки по соответствующим кодам – (310), (320) (330) (340) или (230) – отмечаются сведения, касающиеся такого приоритета.

17.4. Для сохранения даты подачи выделенной заявки, соответствующей дате подачи разделенной заявки, отделом формальной экспертизы проверяется соблюдение таких условий:

  • наличие в заявке, которая разделяется, нескольких товаров и/или услуг;
  • тождественность обозначения по выделенной заявке обозначению по разделенной заявке;
  • заявитель по заявке, которая разделяется, и заявитель по выделенной заявке является одним и тем же лицом;
  • идентичность названий товаров и/или услуг в перечне выделенной заявки и названий товаров и/или услуг, использовавшихся в приведенном в разделенной заявке перечне;
  • на момент подачи заявления заявка, которая разделяется, не отозвана или не считается отозванной.

Отдел формальной экспертизы согласовывает с отделом квалификационной экспертизы наличие (или отсутствие) в выделенной заявке товаров и/или услуг, сродных товарам и/или услугам в перечне заявки, которая разделяется.

Родство товаров и/или услуг устанавливается отделом квалификационной экспертизы с учетом требований пункта 4.3.2.5 Правил.

В случае соблюдения условий подпунктов а) – д) и отсутствия в перечне товаров и/или услуг выделенной заявки товаров и услуг, сродных товарам и услугам, перечисленным в разделенной заявке, отделом формальной экспертизы из перечня товаров и/или услуг заявки, которая разделяется, изымаются товары и/или услуги, перенесенные в перечень выделенной заявки.

По разделенной заявке заявителю отправляется сообщение об исправленных библиографических данных относительно перечня товаров и/или услуг.

По выделенной заявке заявителю отправляется сообщение об установленной дате подачи.

Заявление о внесении в заявку на знак изменений, связанных с ее разделением, приобщается к материалам разделенной заявки, копия такого заявления – к материалам выделенной заявки.

Выделенная заявка проверяется на соответствие формальным требованиям статьи 7 Закона и пунктов 2.1 – 2.2 Правил.

В случае соответствия выделенной заявки формальным требованиям статьи 7 Закона и пунктам 2.1 – 2.2 Правил и уплаченного сбора за подачу выделенной заявки согласно установленным требованиям, заявителю отправляется вывод о результатах проведения формальной экспертизы.

17.5. Если вместе с заявлением о внесении изменений, связанных с разделением заявки, материалы выделенной заявки не предоставлены и/или сбор за подачу заявления о внесении в заявку на знак изменений, связанных с ее разделением, сбор за подачу выделенной заявки не уплачен, заявителю немедленно отправляется сообщение о необходимости их предоставления в

течение двух месяцев от даты получения им такого сообщения.

В случае нарушения заявителем этого срока разделение заявки не осуществляется, о чем заявителю отправляется сообщение.

Экспертиза заявки, которой касалось заявление о внесении изменений, связанных с ее разделением, продолжается как неразделенной.

Наша компания оказывает услуги правового характера относительно регистрации знака для товаров и услуг, а также передачи прав на последний путем заключения договора о передаче прав на знак для товаров и услуг. Наши специалисты подберут для Вас наилучший вид и условия договора, чтобы защитить и приумножить Ваши активы.

Контакты нашей фирмы указаны на сайте, и Вы можете обратиться к нашим специалистам за консультацией и заказом услуг в удобное для Вас время и в удобной форме.

()
X