Договора и положения о защите коммерческой тайны

Информация на современном этапе развития общества – это один из главных стратегических ресурсов. Ситуации, когда в процессе взаимодействия между субъектами правоотношений необходимо обеспечить процесс обмена определенными сведениями, — распространенное явление. Это касается работодателей и сотрудников, клиентов и заказчиков, подрядчиков и заказчиков, партнеров и других лиц. Если такая информация имеет ценность для ее владельца, то он, конечно же, будет прилагать усилия для ее защиты от нецелевого использования и разглашения. В противном случае это может привести к убыткам и другим негативным явлениям. Далее, рассмотрим, что такое коммерческая тайна и ее защита, между какими субъектами возникают правоотношения по ее сохранению и пр.

Понятие коммерческой тайны

Ст. 505 ГК Украины определяет, что коммерческая тайна предприятия – это секретная информация, которая в целом или в любой форме недоступна для лиц, имеющих доступ к тому виду информации, к которому она принадлежит. Такие сведения имеют коммерческую ценность, а лицо, контролирующее их, может принимать меры по обеспечению секретности. Ст. 420 ГК Украины коммерческую тайну определяет как один из объектов интеллектуальной собственности, и, соответственно, имущественные права на нее принадлежат лицу, правомерно признавшему ее такой, если иное не предусмотрено соглашением.

Информация, составляющая коммерческую тайну, может содержать сведения организационного, технического, производственного, коммерческого или иного характера кроме тех, что, в соответствии с законодательством, не могут быть отнесены к таковым. Определение, приведенное в законе «О защите коммерческой тайны», учитывает современные международно-правовые подходы к ее пониманию на должном юридическом и техническом уровнях, но имеет и определенные недостатки.

Умышленное разглашение коммерческой тайны без согласия ее владельца лицами, которым она известна в связи с выполнением служебных обязанностей, предусматривает уголовную ответственность в случае, если нарушение совершено по корыстным мотивам и причинило ущерб субъекту хозяйствования. Кроме того, ответственность предусматривается не только за разглашение коммерческой тайны, но и за ее сокрытие или подачу недостоверных сведений в случае, когда предоставление такой информации было необходимо на законных основаниях.

Информация, которая определяет коммерческую тайну, должна иметь следующие признаки (на примере предприятия):

  • не содержит сведений, которые можно отнести к государственной тайне;
  • не предусматривает нанесения вреда другим лицам;
  • имеет отношение к производственной деятельности предприятия;
  • создает преимущества в конкурентной борьбе;
  • имеет ограничения в свободном доступе и пр.

Также стоит учесть, что существуют сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне (КМУ № 611 от 09.08.1993). Например, это учредительные документы предприятия, государственная отчетность, данные, касающиеся уплаты налогов и численности работников, информация о загрязнении окружающей среды, необеспечение надлежащих условий труда, документы о платежеспособности и пр.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия

Перечень сведений, которые могут входить в состав соглашения о неразглашении коммерческой тайны, зависит от характера хозяйственной деятельности предприятия. Наши специалисты помогут определить их в оптимальном для каждого конкретного вида деятельности объеме. Но, в общем, перечень состоит из следующих сведений о коммерческой тайне:

  • производство: условия, характер и структура кадров производства, особенности организации и условия труда, сведения о мощностях предприятия, данные о размещении оборудования, о количестве запасов, материалов, комплектующих и готовой продукции и т.д.;
  • управление: сведения об инновационных и перспективных методах управления производством, о подготовке, принятии и исполнении решений, касающихся коммерческой деятельности и др.;
  • планы: дальнейшее развитие предприятия, расширение производства, инвестирование, планы запасов и готовой продукции, объемы закупок и продаж, проекты годовых и перспективно-импортных планов, аналитические материалы и т.д.;
  • финансы: сведения из бухгалтерских книг, информация, раскрывающая показатели финансовых планов, имущественное положение, балансы предприятия, бюджет, стоимость товарных запасов, банковские операции и многие другие аспекты;
  • рынок: оригинальные методы исследования рынка сбыта, результаты маркетинговых исследований, рыночная стратегия предприятия, информация о политике внешнеэкономической деятельности, инновационные методы продаж и пр.;
  • партнеры: списки посредников, партнеров, спонсоров, клиентов, поставщиков, потребителей, сведения о составе торговых представителей, о коммерческих связях, о местах закупки товаров и другие аспекты партнерских взаимоотношений;
  • переговоры: коммерческую тайну предприятия могут составлять сведения о подготовке и проведении переговоров, сроки на разработку и заключения сделок и др.;
  • контракты: сведения и условия конфиденциальности, которые установлены в соглашениях, условия контрактов, включая цены, детальная расшифровка лицензий при их купле-продаже, особые условия сделок и т.д.;
  • цены: методы расчета конкурентных цен, сравнительные расчеты экономической эффективности, внутренние прейскуранты и тарифы, скидки, рыночные цены, сведения о расчете и обоснование сделок, пр.;
  • торги, аукционы: сведения о подготовке к торгам и аукционам, о запланированных конкурсах, материалы и приложения публичных торгов;
  • наука и техника: программы и результаты перспективных исследований, технические проекты, сведения о работе над изобретениями, модели, документация, касающаяся изделий, не защищенных патентами, неполные патенты, документы конструкторских и проектных бюро, методы защиты товарных знаков от подделок, сведения о состоянии программного и компьютерного обеспечения;
  • технология: технологические достижения, которые обеспечивают преимущества в конкурентной борьбе, данные об особенностях применения определенных технологических процессов, способы производства продукции, технологические режимы и др.;
  • безопасность: структура, состав, материально-техническое обеспечение службы безопасности предприятия, сведения о сотрудниках соответствующего подразделения, о порядке и состоянии охраны, пропускной режим, о технических средствах охраны и тому подобное.

Стоит также отметить, что перечень сведений, относящихся к коммерческой тайне, может быть изменен в зависимости от обстоятельств и характера деятельности предприятия.

Положение о коммерческой тайне: мы обеспечиваем учет всех особенностей деятельности предприятия

Кодекс законов о труде, который действует в настоящее время в Украине, не содержит определений, которые бы четко регулировали обязанности работников по неразглашению сведений о деятельности предприятия, принадлежащих к конфиденциальным. Именно поэтому Положение о коммерческой тайне может стать одним из эффективных путей решения проблемы защиты конфиденциальной информации. Оно является локальным нормативным актом, который принимается на предприятии, и определяет объем информации, составляющей коммерческую тайну, а также отображает порядок ее использования, хранения и распространения. Договор о соблюдении коммерческой тайны с сотрудниками определяет и регулирует степень их ответственности за незаконное распространение информации, определенной конфиденциальной.

Документ имеет следующие составные части:

  • общие положения: в данном разделе подается определение коммерческой тайны, порядок отнесения информации к конфиденциальной, правила хранения и доступа и пр.;
  • перечень сведений, относящихся к конфиденциальным: определяется в зависимости от характера деятельности предприятия;
  • доступ к коммерческой информации, обязанности работников: определяется круг лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, а также перечень мероприятий, которые будут препятствовать ее распространению;
  • ответственность за нарушение правил Положения: определяется понятие разглашения, порядок проведения расследования, меры ответственности (ст. 231 и 232 УК Украины).

Требовать сохранение коммерческой тайны и привлекать к ответственности за ее распространение возможно только в том случае, когда после утверждения Положения с ним под подпись были ознакомлены все работники, имеющие доступ к конфиденциальной информации. Но стоит учесть, что подписка о неразглашении коммерческой тайны может стать мощным юридическим средством только при условии соблюдения четкой логики действий при разработке Положения, его дальнейшей актуализации и совершенствования. Специалисты «Адвокатского бюро Яновский и партнеры» компании «ЗКГ» предлагают свои услуги по обеспечению правового режима коммерческой тайны на предприятиях любого вида. С целью организации эффективной правовой защиты сведениям, носящим конфиденциальный характер, будет предоставлен статус коммерческой тайны следующим образом:

  • доказательство существования коммерческой тайны в учредительных документах;
  • исключение из перечня информации, которая является государственной тайной, а также таковой, которая не может быть признана коммерческой тайной;
  • группировка и классификация сведений;
  • разработка Положения о защите коммерческой тайны;
  • разработка правил внутреннего распорядка и должностных инструкций;
  • разработка инструкций и правил работы с секретными документами.

Заключение соглашений о соблюдении коммерческой тайны с работниками на правовой основе станет надежной защитой вашего бизнеса.

()
Подписаться на наши новости


X