fbpx

Налоговые проверки: главные особенности и ключевые моменты

С каждым годом количество налоговых проверок растет. Об этом свидетельствуют размещенные на сайте государственной фискальной службы отчеты о результатах инспектирования деятельности налогоплательщиков. Так, например, в 2017 году ее сотрудниками было проведено на 15% больше налоговых проверок как плановых, так и внеплановых, нежели в 2016 году. А в 2018 году их запланировано больше, чем в предыдущем.

Очевидно, что исход таких проверок для налогоплательщиков может быть как положительным – составление справки, когда нарушения отсутствуют, так и отрицательным – в том случае, если установлен факт несоблюдения налогового законодательства. Увы, но второй вариант встречается гораздо чаще и увенчивается он оформлением акта. И как результат – доначисление налогоплательщику дополнительных налоговых обязательств. Однако не стоит отчаиваться. Если налоговая проверка закончилась принятием акта, то ее результаты всегда можно обжаловать. Но зачастую случается так, что собственнику предприятия недостает опыта или необходимых знаний, чтобы самостоятельно решить этот вопрос. В этом случае на помощь придет команда профессиональных консультантов и экспертов из Адвокатского бюро «Яновский и партнеры” и Бухгалтерской компании «Сбереженные активы» холдинга профессиональных услуг «Западная консалтинговая группа», которые предоставляют соответственно юридические и  бухгалтерские услуги, одновременно опираясь на пожелания клиента, и учитывая требования украинского законодательства. Опираясь на многолетний опыт в сфере бухгалтерского обслуживания и юридического сопровождения бизнеса наши специалисты помогут руководителю предприятия решить любые задачи, связанные с законной финансовой и налоговой деятельностью, даже те, которые другим не под силу.

 

Основные виды налоговых проверок

Все налоговые проверки, проводимые государственными налоговыми органами  Украины, делятся на следующие виды:

  • камеральная проверка: главная особенность этого типа налоговой проверки заключается в том, что она проводится исключительно в помещении налоговой службы и основывается сугубо на цифрах, взятых из налоговых деклараций (расчетов), которые были поданы налогоплательщиком. Кроме того, во внимание также берется информация из системы электронного администрирования НДС, сведения из Единого реестра акцизных накладных и данные из системы электронного администрирования реализации горючего. Главная цель камеральной налоговой проверки состоит в выявлении в предоставленной отчетности любых ошибок (арифметических или методологических), которые в свою очередь повлекли за собой завышение или занижение налогового обязательства. Для проведения камеральной проверки не требуются специальные приказы руководства и согласие либо присутствие налогоплательщика. Фактически она носит систематический характер, а значит, может быть произведена в течение 30 дней с момента истечения установленного срока для подачи налоговой декларации;
  • документальная налоговая проверка: ее основная цель – выявление своевременности, достоверности и полноты не только всех начислений, но и выплат, предусмотренных Кодексом налогов и сборов; контроль над соблюдением валютного и прочего законодательства; проверка выполнения работодателем норм трудового законодательства в части оформления трудовых отношений с наемными работниками;
  • фактическая проверка налоговой: она осуществляется по месту фактической деятельности субъекта хозяйствования и предусматривает контроль над соблюдением норм законодательства в части оборота наличных; порядка проведения расчетных-кассовых операций; наличия у налогоплательщика свидетельств и лицензий, включая оборот и производство подакцизных товаров.

Документальная проверка в свою очередь бывает нескольких видов:

  • плановая и внеплановая;
  • выездная и невыездная.

Плановая налоговая проверка проводится сотрудниками государственной фискальной службы в соответствии с заблаговременно составленным графиком-планом. Тогда как порядок проведения внеплановой проверки налоговой определен ст. 78 Налогового Кодекса Украины. Она может проводиться несколько раз в год без предварительного предупреждения субъекта хозяйствования. Ключевыми для проведения внеплановой документальной проверки являются следующие основания:

  • если в налоговую службу поступила информация о нарушении налогового, валютного или любого другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на них, и при условии, что налогоплательщик в течение 15 дней с момента получения письменного запроса с налоговой, не ответил на него;
  • субъект хозяйствования несвоевременно подал или вовсе не подал налоговую декларацию или иную отчетную документацию, предусмотренную законодательством;
  • если в представленных налогоплательщиком данных выявлено несоответствие либо недостоверная информация, и он не дал ответ на письменный запрос из органов налоговой службы в течение 15 дней с момента его получения;
  • если субъектом хозяйствования было подано в налоговую службу возражение на акт налоговой проверки. В этом случае осуществляется частичная или полная ревизия результатов предыдущей проверки.

Что касается порядка проведения выездной налоговой проверки, то он установлен пп. 75.1.2 Налогового Кодекса. Она осуществляется по месту нахождения субъекта хозяйствования или по месту расположения объекта, принадлежащего ему. Тогда как невыездная налоговая проверка проходит в здании контролирующего органа.

По окончании любой проверки контролирующий орган составляет справку или акт. Оформление результатов налоговой проверки в виде акта предусматривает отображение в нем всех нарушений, выявленных в ходе ревизии. Руководитель предприятия должен либо подписать этот документ, либо подать возражение в течение 10 рабочих дней (раньше было 5 рабочих дней) в случае несогласия с результатами камеральной, выездной плановой или любой другой налоговой проверки. Это последняя возможность избежать штрафов.

 

Особенности обжалования акта налоговой проверки

Результаты налоговой проверки могут быть обжалованы субъектом хозяйствования следующим образом:

  • в досудебной (административной) форме;
  • в судебном порядке.

В том случае, если, по мнению налогоплательщика, контролирующий орган по завершении проверки установил ему неправильную сумму дополнительных налоговых обязательств или принял какое-либо другое решение, противоречащее действующему законодательству, он вправе подать жалобу в вышестоящий контролирующий орган с просьбой о пересмотре данного решения. Процедура административного (досудебного) обжалования результатов налоговой проверки предусматривает подачу субъектом хозяйствования в вышестоящий контролирующий орган письменного заявления, к которому при необходимости, также прилагаются надлежащим образом заверенные копии документов, расчетов и доказательств. Жалоба оформляется в десятидневный срок, исчисляемый в рабочих днях (раньше был в календарных) с момента вручения руководителю предприятия налогового уведомления-решения. Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, в свою очередь, обязан принять аргументированное решение в течение 20 календарных дней, следующих за днем ее получения. После чего отправляет его на адрес субъекта хозяйствования по почте с уведомление либо вручает его ему под расписку.

Кроме обжалования результатов налоговой проверки в вышестоящем контролирующем органе, плательщик налогов также может опротестовать налоговое уведомление-решение в суде. Это можно сделать, подав иск в административный суд по месту нахождения истца или ответчика в течение 1095 дней (трех лет), следующих за днем его получения.

Процедура обжалования результатов проверки дает определенное преимущество налогоплательщику. Оно состоит в том, что, пока длится досудебное или судебное разбирательство, сумма доначисленных ему налоговых обязательств считается несогласованной, а значит, не подлежит к принудительному взысканию. Поэтому, если у вас возникла необходимость правильно оформить возражение на акт налоговой проверки, то с этим заданием прекрасно справятся эксперты с Бухгалтерской компании «Сохраненные активы» холдинга профессиональных услуг «Западная консалтинговая группа».

 

Подготовка к налоговой проверке: практические рекомендации

Очевидно, что налоговая проверка для всякого руководителя – не только неприятное, но и нежелательное событие. Однако каждый налогоплательщик, рано или поздно, сталкивается с подобным явлением. Чтобы достойно пройти это испытание, ему необходимо хорошо подготовиться. Чтобы подготовка к налоговой проверке не доставляла особых хлопот, используйте следующие практические рекомендации:

  • первое и самое важное – подготовка к выездной проверке должна продолжаться постоянно, а не тогда, когда проверяющий уже на пороге;
  • также необходимо навести порядок в бумажной документации. В бухгалтерии должны храниться только те документы, которые имеют непосредственное отношение к бухучету. А все остальные бумаги лучше удалить. Ведь даже, казалось бы, ненужный черновик может заинтересовать налоговика и послужить причиной наложения штрафа;
  • в том числе желательно заблаговременно создать отдельное рабочее место для проверяющего. Это позволит предупредить его неформальное общение с сотрудниками предприятия, во время которого могут быть невзначай выявлены некоторые правонарушения;
  • на следующем этапе подготовки к проверке важно позаботиться о назначении лица, ответственного за общение с налоговиками. Желательно, если это будет опытный бухгалтер;
  • еще один эффективный шаг – ведение специального журнала плановых и внеплановых выездных проверок налоговой инспекции. Ведь если, пришедшие к вам проверяющие, откажутся делать в нем запись, то у вас будут веские основания не пустить их на предприятие.

Итак, главное условие успешного завершения любой налоговой проверки – планомерная и систематическая подготовка к ней. А вместе с нашими специалистами сделать это еще легче.

(3 - 5,00 - 5)
Подписаться на новости

Подписаться на еженедельная дайджест новостей и быть в курсе событий

X