fbpx

Налоговые проверки: главные особенности и ключевые моменты

Ежегодно налоговики осуществляют плановые проверки бизнеса. До недавнего времени количество таких проверок из года в год увеличивалось, однако в 2020 году тенденция пошла на спад. Несмотря на сокращение количества плановых проверок бизнеса на 20% по сравнению с предыдущим годом, качество проведения таких мероприятий в ГНС обещают повысить.

Очевидно, что исход таких проверок для налогоплательщиков может быть как положительным – составление справки, когда нарушения отсутствуют, так и отрицательным – в том случае, если установлен факт несоблюдения налогового законодательства. Увы, но второй вариант встречается гораздо чаще и увенчивается он оформлением акта. И как результат – доначисление налогоплательщику дополнительных налоговых обязательств. Однако не стоит отчаиваться. Если налоговая проверка закончилась принятием акта, то ее результаты всегда можно обжаловать. Но зачастую случается так, что собственнику предприятия недостает опыта или необходимых знаний, чтобы самостоятельно решить этот вопрос. В этом случае на помощь придет команда профессиональных консультантов и экспертов из Адвокатского бюро «Яновский и партнеры” и Бухгалтерской компании «Сбереженные активы» холдинга профессиональных услуг «Западная консалтинговая группа», которые предоставляют соответственно юридические и  бухгалтерские услуги, одновременно опираясь на пожелания клиента, и учитывая требования украинского законодательства. Опираясь на многолетний опыт в сфере бухгалтерского обслуживания и юридического сопровождения бизнеса наши специалисты помогут руководителю предприятия решить любые задачи, связанные с законной финансовой и налоговой деятельностью, даже те, которые другим не под силу.

Основные виды налоговых проверок

Все налоговые проверки, проводимые органами Государственной налоговой службы Украины, делятся на следующие виды:

  • камеральная проверка: главная особенность этого типа налоговой проверки заключается в том, что она проводится исключительно в помещении налоговой службы и основывается сугубо на цифрах, взятых из налоговых деклараций (расчетов), которые были поданы налогоплательщиком. Кроме того, во внимание также берется информация из системы электронного администрирования НДС, сведения из Единого реестра акцизных накладных и данные из системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового. Главная цель камеральной налоговой проверки состоит в выявлении в предоставленной отчетности любых ошибок (арифметических или методологических), которые в свою очередь повлекли за собой завышение или занижение налогового обязательства. Для проведения камеральной проверки не требуются специальные приказы руководства и согласие либо присутствие налогоплательщика. Фактически она носит систематический характер, а значит, может быть проведена  в течение 30 дней с момента истечения установленного срока для подачи налоговой декларации или уточняющего расчета, а если такие документы были предоставлены позже, — за днем их фактического представления;
  • документальная налоговая проверка: ее основная цель – выявление своевременности, достоверности и полноты не только всех начислений, но и выплат, предусмотренных  Налоговым кодексом; контроль над соблюдением валютного и прочего законодательства; проверка выполнения работодателем норм трудового законодательства в части оформления трудовых отношений с наемными работниками;
  • фактическая проверка налоговой: она осуществляется по месту фактической деятельности субъекта хозяйствования и предусматривает контроль над соблюдением норм законодательства в части оборота наличных; порядка проведения расчетных-кассовых операций; наличия у налогоплательщика свидетельств и лицензий, включая оборот и производство подакцизных товаров, соблюдение работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками.

Документальная проверка в свою очередь бывает нескольких видов:

  • плановая и внеплановая;
  • выездная и невыездная.

Плановая налоговая проверка проводится сотрудниками государственной налоговой службы в соответствии с  заранее составленным графиком-планом. Внеплановая проверка может проводиться несколько раз в год без предварительного предупреждения субъекта хозяйствования. Ключевыми для проведения внеплановой документальной проверки являются следующие основания:

  • если в налоговую службу поступила информация о нарушении налогового, валютного или любого другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, и при условии, что налогоплательщик в течение 15 дней с момента получения письменного запроса с налоговой, не ответил на него;
  • субъект хозяйствования несвоевременно подал или вовсе не подал налоговую декларацию или иную отчетную документацию, предусмотренную законодательством;
  • если в представленных налогоплательщиком данных выявлено недостоверную информацию, и он не дал ответ на письменный запрос из органов налоговой службы в течение 15 дней с момента его получения;
  • если субъектом хозяйствования было подано в налоговую службу возражение на акт налоговой проверки. В этом случае осуществляется частичная или полная ревизия результатов предыдущей проверки;
  • если началась процедура реорганизации предприятия (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности ФЛП, открыто производство по делу о признании банкротом или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика;
  • в других случаях, установленных ст.  78 Налогового кодекса.

Что касается порядка проведения выездной налоговой проверки, то он установлен пп. 75.1.2 Налогового кодекса. Она осуществляется по месту нахождения субъекта хозяйствования или по месту расположения объекта, который находится в его собственности и является предметом проверки. Тогда как невыездная налоговая проверка проходит в здании контролирующего органа.

По окончании любой проверки контролирующий орган составляет справку или акт. Оформление результатов налоговой проверки в виде акта предусматривает отображение в нем всех нарушений, выявленных в ходе ревизии. Руководитель предприятия должен либо подписать этот документ, либо подать возражение в течение 10 рабочих дней в случае несогласия с результатами камеральной, выездной плановой или любой другой налоговой проверки. Это последняя возможность избежать штрафов.

Особенности обжалования акта налоговой проверки

Результаты налоговой проверки могут быть обжалованы субъектом хозяйствования следующим образом:

  • в досудебной (административной) форме;
  • в судебном порядке.

В том случае, если, по мнению налогоплательщика, контролирующий орган по завершении проверки установил ему неправильную сумму дополнительных налоговых обязательств или принял какое-либо другое решение, противоречащее действующему законодательству, он вправе подать жалобу в вышестоящий контролирующий орган с просьбой о пересмотре данного решения. Процедура административного (досудебного) обжалования результатов налоговой проверки предусматривает подачу субъектом хозяйствования в вышестоящий контролирующий орган письменного заявления, к которому при необходимости, также прилагаются надлежащим образом заверенные копии документов, расчетов и доказательств. Жалоба подается в течение 10 рабочих дней с момента вручения руководителю предприятия налогового уведомления-решения. Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, в свою очередь, обязан принять аргументированное решение в течение 20 календарных дней, следующих за днем ее получения. После чего отправляет его на адрес субъекта хозяйствования по почте с уведомлением о вручении или предоставляет его ему под расписку.

Кроме обжалования результатов налоговой проверки в вышестоящем контролирующем органе, плательщик налогов также может опротестовать налоговое уведомление-решение в суде. Это можно сделать, подав иск в административный суд по зарегистрированному месту  истца или ответчика в течение:

  • 3 месяцев со дня вручения решения контролирующего органа по результатам рассмотрения жалобы или
  • 6 месяцев со дня обращения в контролирующий орган с жалобой, если решение не было принято или не было отправлено субъекту хозяйствования или
  • 6 месяцев со дня, когда субъект хозяйствования узнал или мог узнать о своем нарушенном праве и не обжаловал налоговое уведомление-решение в административном порядке.

Процедура обжалования результатов проверки дает определенное преимущество налогоплательщику. Оно состоит в том, что, пока длится досудебное или судебное разбирательство, сумма доначисленных ему налоговых обязательств считается несогласованной, а значит, не подлежит к принудительному взысканию. Поэтому, если у вас возникла необходимость правильно оформить возражение на акт налоговой проверки, то с этим заданием прекрасно справятся эксперты с Бухгалтерской компании «Сохраненные активы» холдинга профессиональных услуг «Западная консалтинговая группа».

Подготовка к налоговой проверке: практические рекомендации

Очевидно, что налоговая проверка для всякого руководителя – не только неприятное, но и нежелательное событие. Однако каждый налогоплательщик, рано или поздно, сталкивается с подобным явлением. Чтобы достойно пройти это испытание, ему необходимо хорошо подготовиться. Чтобы подготовка к налоговой проверке не доставляла особых хлопот, используйте следующие практические рекомендации:

  • первое и самое важное – подготовка к выездной проверке должна продолжаться постоянно, а не тогда, когда проверяющий уже на пороге;
  • также необходимо навести порядок в бумажной документации. В бухгалтерии должны храниться только те документы, которые имеют непосредственное отношение к бухучету. А все остальные бумаги лучше удалить. Ведь даже, казалось бы, ненужный черновик может заинтересовать налоговика и послужить причиной наложения штрафа;
  • в том числе желательно заблаговременно создать отдельное рабочее место для проверяющего. Это позволит предупредить его неформальное общение с сотрудниками предприятия, во время которого могут быть невзначай выявлены некоторые правонарушения;
  • на следующем этапе подготовки к проверке важно позаботиться о назначении лица, ответственного за общение с налоговиками. Желательно, если это будет опытный бухгалтер;
  • еще один эффективный шаг – ведение специального журнала плановых и внеплановых выездных проверок налоговой инспекции. Ведь если, пришедшие к вам проверяющие, откажутся делать в нем запись, то у вас будут веские основания не пустить их на предприятие.

Итак, главное условие успешного завершения любой налоговой проверки – планомерная и систематическая подготовка к ней. А вместе с нашими специалистами сделать это еще легче.

(3 - 5,00 - 5)
Подписаться на новости

Подписаться на еженедельная дайджест новостей и быть в курсе событий

Я принимаю условия об обработке и защите перосональних данных и даю согласие на их обработку.
X