Лицензионный договор на использование торговой марки

Сегодня продавать товары и услуги может практически каждый, в том числе и частные лица. Развитие интернет-платформ и торговых площадок, социальных сетей и всевозможных форумов по интересам сделали возможным для каждого примерить на себя роль предпринимателя. В наши дни просто владеть бизнесом уже не считается особым призванием, талантом, привилегией одаренных сторонников риска ради получения выгоды и высокой прибыли. Зато владеть торговой маркой с громким именем и положительным имиджем — это поистине удача. Вот почему все, кто начинает предпринимательскую деятельность вообще или запускает новый амбициозный проект,  стремятся в самом начале такой деятельности зарегистрировать право на эксклюзивное использование собственной торговой марки.

Впоследствии получать прибыль можно не только от реализации товаров и услуг, проданных под данным брендом, но и от предоставления другим игрокам рынка лицензий на использование ТМ. Вот почему лицензионный договор на использование торговой марки все чаще заключается в разных отраслях бизнеса в Украине — от курсов вождения и йоги до продажи одежды, оборудования для спорта и туризма, продуктов питания и прочих товаров.

Лицензионный договор на использование торговой марки и его особенности

Лицензионный договор на использование торговой марки — это юридический документ, четко определяющий условия, на которых владелец исключительного права на использование торговой марки передает право на использование данной торговой марки третьему лицу или компании. Соответственно тот, кто является собственником бренда, называется лицензиаром, а тот, кто приобретает право использования чужой интеллектуальной собственности — лицензиатом.

Лицензионный договор на использование торговой марки, или лицензия, как его часто называют в сокращенной форме, представляет собой соглашение, где указано на протяжении какого периода, на основании каких требований и за какую плату лицензиат может пользоваться конкретной торговой маркой. Как правило, это стандартный и несложный документ, но для тех, кто впервые столкнулся с его оформлением в нем могут быть скрыты незаметные с первого взгляда условия, которые, однако, будут определяющими в дальнейшем. Так, при оформлении лицензионного договора на использование торговой марки изначально следует обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Ограничена ли в соглашении территория, на которой лицензиат может использовать торговую марку? Для лицензиата в таком случае более выгодным положением с точки зрения перспектив для развития бизнеса будет лицензионный договор на использование торговой марки без привязки к конкретному региону. Тогда для него открыты все рынки. Но зачастую такая лицензия стоит дороже. С точки зрения выгоды лицензиара в разрешении на использование торговой марки лучше строго ограничить регион, особенно если в планах присутствует развитие рынка путем заключения с третьими лицами и компаниями договора франчайзинга.
  2. Получает ли лицензиат право передавать лицензию на использование торговой марки другим субъектам предпринимательской деятельности? Когда лицензию приобретает бизнес, нацеленный на розничную торговлю, это не играет большой роли. Но если лицензиатом является мелко- или крупнооптовая фирма, ей следует изначально позаботиться о том, чтобы ее клиенты также могли приобретать товар определенного торгового знака с дальнейшей возможностью его самостоятельной рекламы и продвижения. Хотя последний вариант договора на использование торговой марки таит в себе некоторые опасности для лицензиара: будет ли бренд использован грамотно, корректно, с соблюдением всех требований касательно рекламных изображений, их размещения и проведения промоушенов и презентаций.
  3. Каковы дополнительные выгоды от данного договора на использование торговой марки для обеих сторон? Здесь речь идет не только о плате, которую получит собственник бренда и праве на использование его лицензиатом. Такое соглашение, как правило, включает в себя информацию о том, на чьи плечи ложатся расходы по раскрутке товара на новой территории, формировании и поддержании складских запасов продукции в регионе, работе с рекламациями и возвратами от розничных покупателей и пр.. Кто будет вносить в местные бюджеты плату за использование рекламных площадей на улицах города? Кому придется оплачивать производство мелкой печатной рекламной продукции (флаера, буклеты и т.д.)?

Помимо этих вопросов, следует обозначить в лицензионном договоре на использование торговой марки право лицензиата выдавать сублицензии и сопутствующие ему нюансы:

  • кто устанавливает плату за сублицензию и на основании каких данных?
  • кому будут поступать регулярные платежи за использование бренда от сублицензиатов? и так далее…

Виды лицензионного договора на использование торговой марки

Спектр ответственности, как и область возможностей получения выгоды от пользования известным или набирающим популярность брендом зависят от того, какого вида будет заключен лицензионный договор. Товарный знак может передаваться с правом использования полностью на усмотрение лицензиата или же, наоборот, с внушительными ограничениями и строгими условиями. Причем зачастую несоблюдение таких условий влечет за собой не только расторжение лицензионного договора на использование торговой марки, но и серьезные штрафы. Итак, в зависимости от количества лицензиатов, различают следующие типы лицензионного договора на использование торговой марки:

  1. Исключительная лицензия — предусматривает предоставления права использования торгового знака единственному игроку рынка. Чаще всего исключительные лицензии предоставляются только в рамках конкретного региона и, как правило, сильнейшему из конкурентов на данной территории. Если речь идет о договоре франчайзинга, то такой подход наиболее выгоден и для лицензиара, и для лицензиата, когда торговая марка принадлежит крупным и дорогостоящим товарам: автомобилям, оборудованию и технике для строительства и сельского хозяйства и тому подобное. В случае реализации продуктов питания, напитков, алкогольных изделий, детских игрушек, одежды и так далее, то есть, товаров повседневного использования для быта, гигиены и питания, то здесь выгода лицензиара будет большей в случае заключения другого типа лицензионного договора на использование торговой марки.
  2. Неисключительная лицензия — такой тип лицензионного договора на использование торговой марки, которым предусмотрена возможность предоставления лицензии прочим игрокам рынка как в данном регионе, так и за его пределами. Это удобный для собственника бренда формат соглашения, а вот лицензиату он выгоден лишь в том случае, если контрактом предусмотрены объемы ежемесячных продаж в регионе.
  3. Существует еще один вид лицензионного договора на использование торговой марки — единичная лицензия. При ее получении лицензиат получает исключительное право использования бренда, которое не может быть передано ни им, ни правообладателем торговой марки более никаким третьим лицам. Наиболее уместной такая лицензия будет в случае передачи права на использование ТМ от производителя или импортера крупной национальной оптово-розничной торговой сети.

У каждого вида лицензионного договора на использование торговой марки есть как свои преимущества, так  недостатки для обеих сторон. Поэтому при подготовке контракта следует учитывать ваше положение и роль и, исходя из этого, избрать наиболее оптимальный тип лицензии.

Подписание лицензионного договора на использование торговой марки и плата за предоставление эксклюзивных прав

Торговая марка редко передается в пользование третьим лицам без получения правообладателем финансового вознаграждения. Это очевидно: известный и хорошо зарекомендовавший себя бренд сулит рот продаж и количества потенциальных клиентов. А за такие удовольствия в бизнесе некоторые готовы платить довольно немалые деньги. В сущности, контракт на использование товарного знака — это подтверждение того, что его собственник обладает интеллектуальной собственностью, способной приносить ему доход без его непосредственного вмешательства в бизнес. К этому стремятся многие предприниматели. При этом доход от таких поступлений практически на сто процентов равняется прибыли. Существуют следующие виды платы за использование торговой марки:

1. Роялти — наиболее распространенная форма оплаты за получения права на использование торговой марки, которая заключается в регулярных отчислениях лицензиата в пользу лицензиара. При этом можно избрать удобную для конкретной стороны либо оптимальную для обеих схему начисления роялти:

  • в виде процента от товарооборота продукции под конкретным товарным знаком;
  • в виде фиксированной платы (к примеру, 5000 грн ежегодно или 1500 грн ежемесячно и т.п.);
  • в виде процента от наценки на продукт — такая схема выгодна лицензиару для торговли товарами с невысокой себестоимостью, но высокой наценкой за счет раскрученного бренда.

В Украине наиболее распространенным типом роялти как платы по лицензионному договору на использование торговой марки является второй тип — роялти в виде фиксированной суммы для ежемесячной либо ежегодной оплаты.

2. Паушальный платеж — это одноразовый платеж за использование торговой марки. То есть если роялти выплачиваются регулярно, как плата за использование известного бренда для получения высокой прибыли в текущем периоде, то паушальный платеж — это, скорее, взнос за получение такого права и сопутствующей консультационной и маркетинговой поддержки. Сумма паушального платежа зависит от многих факторов:

  • от известности бренда, для которого и заключается лицензионный договор на использование торговой марки;
  • от стоимости маркетинговых исследований и рекламной поддержки для данного франчайзи;
  • от особенностей рекламных мероприятий, что проводятся силами лицензиара;
  • от технологии обучения персонала лицензиата и пр.

Часто используется также комбинированный подход, когда изначально лицензиат оплачивает свое право стать официальным франчайзи и получить все привилегии, причитающиеся по лицензионному договору на использование торговой марки. Имеется в виду получение доступа к работе эффективной бизнес-модели, получение консультативной поддержки в менеджменте, особенностях ведения бухгалтерского учета, получение готовых инструментов повышения продаж и так далее. А потом, как правило, спустя несколько месяцев, вступает в силу обязательство о регулярной выплате роялти с товарооборота. Правда, в Украине такую комбинацию оплаты по лицензионному договору на использование торговой марки используют крайне редко и преимущественно не в национальных компаниях.

Оформление лицензий на торговую марку для различных субъектов предпринимательской деятельности

Лицензионный договор на использование торговой марки обладает очевидными преимуществами для всех участников предпринимательской деятельности, вовлеченными в его подписание.

Лицензиат получает следующие преференции благодаря лицензионному договору на использование торговой марки:

  • доступ к продаже высококачественной продукции и использованию ее имени;
  • практическую информацию построения эффективных бизнес-процессов и проведения маркетинговых мероприятий с высокой отдачей в виде повышения продаж и посещения торговых точек лицензиата;
  • возможность обучить собственный персонал у метров рынка;
  • в некоторых случаях — потенциальную возможность продажи сублицензий в своем регионе и получения дополнительного дохода.

Лицензиар при заключении лицензионного договора на использование торговой марки может:

  • сохранить право владения торговой маркой;
  • обозначить, права на какие объекты могут передаваться по лицензионному договору в каждом конкретном случае;
  • параллельно с лицензиатами использовать собственный бренд;
  • получать дополнительные доходы при осуществлении одинакового или почти одинакового объема операций.

Лицензионный договор на использование торговой марки защищает права обеих сторон. Тем не менее, иногда плата за пользование брендом может показаться некоторым предпринимателя необоснованной или завышенной. следует помнить, что использование товарного знака без согласия правообладателя преследуется законами Украины и прочих стран.

Разумным подходом в таком случае будет предложение сесть за стол переговоров и изменить условия лицензионного договора на использование торговой марки, предварительно подготовив собственный вариант разрешения на использование товарного знака. Образец такового можно получить у специалистов Адвокатского бюро “Яновский и партнеры”. Помощь грамотного консультанта в процессе подготовки документов и обсуждения условий контракта поможет не только сэкономить на роялти, но и получить максимальные возможности для извлечения прибыли из пользования известным брендом лицензиара.

()
Подписаться на наши новости


error:
X