Сублицензионный договор на использование торговой марки
Использование любой интеллектуальной собственности без согласия лично владельца и юридического подтверждения этого согласия наказываются законом в большинстве стран мира, в том числе и в Украине. Впрочем, к сожалению, многие из наших соотечественников до сих пор являются жертвой нелегального использования их интеллектуальной собственности третьими лицами. Чаще всего такие нарушения закона касаются противоправного использования торговой марки.
Также довольно часто встречается ситуация, когда определенная продукция под зарегистрированным товарным знаком продается не в розницу, а дилеру или посреднику. Тот, в свою очередь предоставляет ее под реализацию на различных условиях более мелким посредникам, которые могут использовать вышеупомянутую торговую марку исключительно на определенных условиях. Последние должен обозначить и согласовать непосредственный владелец. Однако часто такой подход игнорируется, в результате чего конечный реализатор нередко использует товарный знак по своему усмотрению, что порой приводит к непримиримым разногласиям и спорам между субъектами хозяйствования. Чтобы избежать этого, а также предотвратить непредвиденные финансовые потери от такой деятельности, следует прибегнуть к использованию надлежащих договоров между субъектами хозяйствования, где будет предопределено полномочия и допустимые действия каждого, а также закреплена ответственность любой из сторон за нарушение договорных отношений. Одним из наиболее эффективных шагов в направлении правильного и законного использования интеллектуальной собственности третьими лицами является подписание сублицензионного договора на использование торговой марки, или сублицензии. Что такое сублицензия, для чего и как ее необходимо использовать? Об этом ниже.
Сублицензионный договор на использование торговой марки: особенности становления понятия
В целом понятие торговой марки достаточно древнее и насчитывает не одно тысячелетие. Еще в древнем мире резчики, гончары, кузнецы ставили свое клеймо на готовой продукции. Позже к такому способу прибегли итальянские виноделы, производители оливкового масла, украшений, дорогой посуды. Товары знаменитых мастеров раскупались по всему миру благодаря развитию судоходства и внешней торговли. О лицензионных и сублицензионных договорах речи тогда не было. Поэтому подделки и дешевые аналоги свободно оборачивались на местных рынках.
Сегодня благодаря действующему международному и национальному законодательству в большинстве государств можно регулировать отношения по использованию торговой марки лицензией или сублицензионным договором. Если лицензию можно получить только непосредственно от владельца товарного знака, то сублицензионный договор вправе (если это предусмотрено лицензионным соглашением) заключать уже лицензиат (тот, кто получил лицензию от владельца ТМ). Сублицензионный договор заключается на определенный срок и является средством распоряжения исключительным правом.
Согласно украинскому законодательству сублицензионный договор (сублицензия) – это вид гражданско-правового договора, согласно которому сторона, являющаяся владельцем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, обязуется передать другой стороне право использования такого результата или средства на заранее определенных настоящим договором условиях. К результатам интеллектуальной собственности принадлежат не только торговые марки, но и рекламные слоганы, девизы и тому подобное. Что касается средств индивидуализации, которые могут передаваться на условиях сублицензионного договора на использование торговой марки, то таковыми считаются логотип, фирменные знаки, запатентованные изображения и тому подобное.
Сублицензионные договоры и соответствующее законодательство в Украине стали развиваться после распада Советского Союза и в наши дни постоянно совершенствуются, дополняются и изменяются. Особенно активно такие изменения стали происходить с распространением Интернета. С тех пор, как практически любой товар стало можно перепродать через глобальную сеть, понятие сублицензионного договора стало актуальным для большинства производителей, стремящихся защитить свой бренд от демпинга, незаконной торговли, недобросовестного использования и тому подобное.
Сублицензионный договор и необходимость его подписания при разных обстоятельствах
Сублицензионный договор на использование торговой марки заключается преимущественно для регулирования следующих правоотношений:
- Когда правообладатель результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидулизации реализует продукцию посреднику для ее перепродажи, а марка используется как для товаров так и для сопутствующих услуг. Это наиболее распространенная схема сотрудничества, при которой крайне необходимо заключить сублицензионный договор, если посредник планирует сразу или может в будущем реализовывать продукцию и услуги не только в розницу, но и для последующей перепродажи мелким посредникам, местным дилерам, комиссионерам и тому подобное. Если продукция используется для предоставления определенных услуг, выполнения работ и т.д. и рекламируется, как преимущество. Например, автомойки с оборудованием Керхер, развивающие центры для малышей и детей с конструированием из Lego, уход за волосами со средствами Wella и др..
- Если продукция может предоставляться третьими лицами в аренду (велосипеды, детские коляски, автокресла, электротехника и т.п.).
- Для регулирования отношений в франчайзинге, использования в електронной коммерции, предоставлении услуг интенет-маркетплейсов и т.п.
При этом нужно учитывать что в Украине действует международый принцип исчерпания прав на ТМ относительно товаров, заключающийся в том, что исключительное право собственника марки запрещать другим лицам использование марки без его согласия, не распостраняется на использование марки для товара, введеного под этой маркой в гражданский оборот владельцем или по его согласию.
Если лицензиар (правообладатель торговой марки) не предоставляет в лицензионном соглашении своего разрешения на заключение лицензиатом сублицензионных договоров на использование торговой марки, то такое использование не является законным. В упомянутых выше обстоятельствах лицензиат может привлекаться к ответственности в случае, когда он будет реализовывать товар лицам, которые будут незаконно использовать товарный знак для получения прибыли или других целей, без сублицензии.
Существуют разные условия сублицензионного договора. Образец стандартной, наиболее простой сублицензии можно получить в юридической фирме, под гарантии профессиональной ответственности за его содержание, или найти в Интернете на свой страх и риск. Основные моменты, на которые необходимо обязательно обратить внимание, это:
- условия использования торговой марки, рекламных слоганов и пр.;
- ответственность сторон в случае неправомерного использования торговой марки и другой интеллектуальной собственности;
- срок действия сублицензионного договора и возможности его пролонгирования; особые полномочия лицензиата и сублицензиата.
Виды сублицензионных договоров, их особенности и значение для бизнеса
Кроме сублицензионного договора на использование торговой марки, существуют и другие виды сублицензии. Они менее распространены, так как использование брендов, логотипов и рекламных слоганов является самым распространенным и, вероятно, наиболее востребованным для привлечения клиентов, увеличения продаж, развития собственного бизнеса. Так, чтобы открыть и быстро продвинуть передовой магазин мобильной и компьютерной техники, сегодня не обойтись без таких громких брендов, как Apple, Samsung, Lenovo. Но есть и другие виды интеллектуальной деятельности, результаты которых патентируются, закрепляются за определенным правообладателем и передаются для использования третьими лицами только с подписанием лицензии и сублицензии.
Так, часто заключаются сублицензионные договора на использование музыкальной продукции (мелодий, фонограмм и т.п), эфирных материалов и видеоработ, а также программного обеспечения для компьютеров, мобильных устройств, терминалов самообслуживания и прочее. С развитием электронных систем для сайтов, оффлайн-магазинов, оплаты услуг и т.п. часто стали использовать сублицензионный договор на программное обеспечение, образец которого можно заказать в нашей компании.
Программы для оборудования и онлайн-сервисов все активнее приобретаются юридическими лицами в Украине и за ее пределами для улучшения сервиса, увеличения товарооборота, роста посещаемости интернет-страниц, применения инструментов для онлайн-платежей. Соответственно, это та отрасль, которая с годами будет все активнее развиваться и приносить доход правообладателям качественных и доступных программных продуктов. Она, а также другие направления бизнеса, должны эффективно регулироваться с помощью не только сублицензионных договоров, но и прочих инструментов, которые позволяют защитить, монетизировать и с выгодой передавать в пользование третьим лицам торговых марок, продукции информационных технологий, музыки, видео- и обучающих материалов и другой интеллектуальной собственности на территории Украины.