Разработка публичной оферты

Пример из жизни. Ежедневно покупая товары в супермаркете или используя общественный транспорт, каждый из нас, даже не задумываясь об этом, заключает договора именно на основании публичной оферты. Ведь правила торговли и обслуживания покупателей супермаркета, размещенные в документах “Уголка потребителя” или на странице супермаркета в Интернете, не что иное, как пример публичной оферты, согласно которой супермаркет обязуется продать одинаковые товары по одинаковой для всех потребителей цене и на других одинаковых условиях. Именно в момент расчета наличными у кассы за приобретенный товар, мы и заключаем устный договор купли-продажи, — обыденный пример публичного договора. Просто, не правда ли?

Публичная оферта и как ее следствие — заключение публичного договора,  часто именуются в среде предпринимателей обобщенно как разговорное понятия “два в одном”, — договор публичной оферты. Иногда в разговорной речи при заключении сделок также встречается фраза договор оферты. Возможно поэтому  и существует разное понимание у представителей украинского бизнеса. Тем не менее в европейских странах, а также в США и Канаде он является одним из наиболее распространенных и востребованных. Несмотря на смешивание, множество трактований, трансформаций или сокращений понятий, в их основе лежит понятие  публичная оферта или публичный договор.  Особое развитие и использование  оферта приобрела в интернет-бизнесе, в частности у компаний, связанных с розничной торговлей товарами и услугами через Интернет. Что собой представляет такой тип договора? Чем публичная оферта отличается от приватной оферты, оферты присоединения или аналогичных документов и в чем ее преимущества? Почему она считается надежной защитой от непредвиденных и предсказуемых рисков? На эти и другие вопросы ответят юристы Адвокатского бюро “Яновский и партнеры” холдинга профессиональных услуг “Западная консалтинговая группа”.

Суть публичной оферты и ее основные преимущества

Оферта (в переводе с латыни термин “offero” означает “предлагаю”) не что иное, как предложение заключить сделку. Публичная оферта является прелюдией  публичного договора, условия которого не подлежат обсуждению и/или какому-либо изменению. Иными словами, публичная оферта — это предложение предпринимателя, адресованное неопределенному кругу  лиц по продаже товаров или предоставлению услуг, на четко обозначенных, неизменных условиях. Если всю группу или отдельных ее представителей такие условия в чем-либо не устраивают, ни один из пунктов публичной оферты не может обсуждаться и корректироваться, а заключение договора не состоится. Если человек или группа людей заинтересованы в установлении взаимоотношений, они обязаны принять все условия полностью и в том виде, что их подразумевает данная оферта. Таким образом, принцип публичного договора на основании публичной оферты предельно прост: либо условия принимаются полностью, либо никак. С другой стороны и сам предприниматель (имеется в виду также любое предпринимательское юридическое лицо) должен исполнить так называемый “договор публичной оферты” на неизменных для всех покупателей либо потребителей условиях.

Изначально такая кажущаяся жесткая позиция может показаться неделовой, ограничивающей возможности прийти к соглашению на взаимовыгодных условиях. Тем не менее договор на основании публичной оферты — наиболее удобный и безопасный способ для тех, кто массово продает потребительские товары и услуги, имеет или планирует начать бизнес в Интернете. Так, публичная оферта — это незаменимый инструмент для эффективной работы практически любого интернет-магазина или другого онлайн-сервиса, продающего товары или предоставляющего услуги на расстоянии. В отличие от стандартных договоров на поставку продукции или оказание услуг, публичная оферта располагает некоторыми явными преимуществами в пользу бизнеса, а именно:

  1. Защищает интересы предпринимателя: поскольку условия договора публичной оферты не обсуждаются, собственник бизнеса вправе изначально делать ставку на юридическое обеспечение собственной выгоды и безопасности в случае возникновения разногласий.
  2. Страхует владельца и руководство предприятия от претензий покупателей. В наше время, когда в бизнесе и обществе царствует принцип “клиент всегда прав”, а ошибки любой компании и ее отдельных представителей выносят ежедневно на суд публики в соцсетях, следует заботиться о том, чтобы клиент в момент совершения сделки принимал все предложенные ему условия и также принимал на себя некоторые риски заключения сделки.
  3. Позволяет предугадать возможные прения в будущем и заранее прописать механизм действия в таком случае, грамотно распределив условия и ответственность за выбор и покупку товара или услуги  на потребителя.
  4. Минимизирует риски посредника или продавца. Если клиент принимает условия, он, как правило, тем самым принимает ответственность за все дальнейшие события, касающиеся данной сделки.

Возможно, теоретическое описание договора оферты выглядит немного сложным для понимания. На практике же это один из наиболее простых и необходимых инструментов в определенных отраслях предпринимательской деятельности. О том, где именно наиболее целесообразно использовать публичную оферту, пойдет речь далее. А пока резюмируем выгоды бизнеса от данного формата деловых взаимоотношений посредством публичной оферты:

  • оферта позволяет обезопасить бизнес от чрезмерных претензий;
  • с помощью оферты абсолютное большинство споров решается в пользу предпринимателя;
  • все риски и неудобства являются ответственностью покупателя.

Казалось бы, мало кто из клиентов способен добровольно принять такие условия. На практике же почти каждый гражданин Украины ежедневно сталкивается с публичной офертой в повседневной жизни и принимает ее условия совершенно добровольно. Более того, договор публичной оферты зачастую является наиболее простой и взаимовыгодной формой сотрудничества для определенных типов современного бизнеса.

Договора публичной оферты в разных отраслях предпринимательской деятельности в Украине и мире

Чтобы было проще понять, каким образом и в каких отраслях современного бизнеса клиенты охотно соглашаются на безоговорочное принятие условий продавца или посредника, приведем несколько примеров наиболее распространенного использования публичной оферты, а также сферы в которых публичная оферта не применяется:

  1. Интернет-платформа для продажи товаров и услуг частными лицами. Сегодня как в Украине, так и в других странах все активнее развиваются интернет-сервисы для продажи частными лицами новых и бывших в употреблении товаров (одежды и обуви, автомобилей, товаров для детей, бытовой техники и мебели). Наиболее яркий пример — украинская платформа www.olx.ua. Здесь каждый может найти необходимый товар разной степени использования и приобрести его по цене, порой существенно ниже рыночной. Так часто покупают мебель, детский транспорт, принадлежности для ухода за младенцами и детьми (коляски, автокресла и прочее), обязательно принимая при этом условия оферты сайта olx. Само же конкретное предложение продавца бывших в употреблении вещей, может носить характер как  публичной так и частной оферты, в зависимости от условий продажи и наличия предпринимательского статуса у продавца. Другой пример — сайты, где можно приобрести подержанный автомобиль прямо у хозяина или посредника (перекупщика). Совершая покупку на таких интернет-площадках, клиент автоматически принимает условия сайта. В них идет речь о том, что сайт не несет ответственности за качество и внешний вид товара. Все споры продавец и покупатель решают друг с другом, без привлечения представителей интернет-платформы. При этом подобные сделки ни у кого не вызывают подозрений или отрицательного отношения к самому интернет-сервису и всякий клиент, пользуясь им, всегда отдает себе отчет о полной ответственности за свой выбор и свои действия.
  2. Интренет-сервис для создания и просмотра баз продавцов и производителей конкретного типа продукции в регионе. Такие сервисы позволяют провести быстрый анализ рынка (с поиском продавцов необходимых товаров), аналитики цен, просмотр акций и специальных предложений, условий оплаты, отгрузки и доставки продукции. В Украине работает несколько платформ данного типа: www.prom.ua, www.hotline.ua и другие, функционирующие на основании публичной оферты. Здесь можно найти предложения о продаже товаров и услуг как розничным, так и оптовым покупателям. По аналогии с предыдущим пунктом, данные сервисы не несут ответственность за качество и количество поставленной продукции в случае осуществления сделки. Их задача состоит лишь в грамотной систематизации и отображении информации из Интернета. Все же претензии по сделке должны разрешаться исключительно между продавцом и покупателем.
  3. Сервис доставки покупок из-за границы. Развитие международной интернет-торговли и электронного банкинга подарило возможность гражданам Украины совершать покупки в любой точке мира. Но не все интернет-магазины пока совершают международную доставку, в частности в Украину. Компании, которые могут доставить любую посылку прямо домой покупателю, являются довольно перспективным современным видом бизнеса. Тем не менее они не могут нести ответственность за качество товара, его сохранность в случае неправильной упаковки, срок годности и прочее. Именно договор публичной оферты на доставку покупок обусловливает перечисленные выше пункты, возлагая урегулирование ответственности за любые несоответствия товара на продавца и покупателя, а не на предоставителя услуг.
  4. Интернет-приложения для телефонов, компьютеров и прочих гаджетов, целью которых является поиск и систематизация информации. Их разработчики и правообладатели согласно договорам публичной оферты не должны нести никакой ответственности за достоверность найденных в результате поиска данных, их актуальность и полноту.

Это лишь наиболее распространенные современные направления в бизнесе, которые ежедневно предлагают клиентам сотрудничество на основании договора оферты. Его безоговорочное принятие называется акцептом. Каждый день тысячи сделок осуществляются благодаря этой простой и безопасной форме деловых взаимоотношений. Тем не менее составляя такой документ, необходимо понимать: всякая страховка от рисков не является безграничной и имеет свои жесткие ограничения.

Оферта и акцепт: ограничения, возлагаемые законом

Оферта — это документ, отдающий юридическое преимущество бизнесу. Но не стоит заблуждаться, полагая, что ради выгоды продавца можно поставить клиента в жесткие условия и рассчитывать на их беспрекословное исполнение. Самый явный регулятор деловых отношений по публичному договору на основании публичной оферты — гражданский кодекс. Все, что не вписывается в его рамки, является нарушением закона и влечет за собой серьезную ответственность. Всякий документ, ограничивающий права и свободы любого гражданина в пользу иных физических или юридических лиц, является правонарушением. Вот почему важно грамотно составить и правильно оформить договор оферты. Большой опыт, многолетняя практика составления таких документов, а также решения любых прений и споров по их содержанию, являются заслугой и преимуществом компании Адвокатское бюро “Яновский и партнеры”. Здесь работают юристы и бизнес-консультанты, располагающие обширными наработками в области публичной оферты и акцепта для разных форм, типов и направлений бизнеса. Правовая грамотность и корректность в составлении контрактов и соглашений — основополагающие составляющие успешного предприятия. Такой подход в целом и юридически правильная подготовка договора публичной оферты, в частности, гарантируют обеспечение безопасности работы компании и ее хорошей репутации на рынке.

()
Подписаться на наши новости
[contact-form-7 404 "Not Found"]
X