fbpx

Распоряжение правами на торговую марку

Торговая марка и товарный знак в наши дни являются уникальным активом. Вопрос их использования корректно и с выгодой порой встает достаточно остро, ведь современные реалии часто требуют многолетних инвестиций в бренд и торговую марку с тем, чтобы впоследствии получать с них прибыль. Как зарабатывать на использовании знака для товаров и услуг и не позволить конкурентам недобросовестно использовать вашу ТМ в собственных корыстных интересах? В этих вопросах нам помогут разобраться специалисты “Западной консалтинговой группы”. Они имеют многолетний опыт работы в отрасли защиты интересов правообладателей бренда и торговой марки на территории Украины.

Права на использование знака торговой марки в коммерческих целях

Если у вас уже имеется зарегистрированная торговая марка, значит вы являетесь владельцем интеллектуальной собственности. Вы можете использовать ее на свое усмотрение с целью получения прибыли, привлечения целевой аудитории, брендирования продукции и фасадов торговых помещений и другое. Тем не менее, вы можете также пользоваться аналогичной интеллектуальной собственностью других, если имеете на это официальное разрешение. Соответственно, вы решаете, предоставлять ли такие разрешения своим партнерам и клиентам, чтобы они могли использовать вашу ТМ. Тем не менее, зачастую встречаются случаи незаконного использования торговой марки, с одной стороны, или несанкционированных притеснений всяческими инстанциями и государственными органами – с другой. Избежать этого и защитить себя можно, прибегнув к помощи квалифицированных консультантов и юристов.

Вот наиболее часто задаваемые вопросы, с которыми сталкиваются специалисты “Западной консалтинговой группы” в процессе юридической практики:

  • Что такое торговая марка и в чем ее ценность для правообладателей и пользователей?

Простыми словами, торговая марка – это уникальное обозначение вашего продукта. Знак для товаров и услуг может состоять со слов, отдельных букв и цифр, рисунков и знаков в определенных цветах и их оттенках. Это логотип, бренд, уникальное название вашей продукции, а в некоторых случаях – и компании. Завоевывая рынок, борясь за преданность и лояльность потребителей, вы связываете в их сознании качественный товар и высокий уровень сервиса со своей торговой маркой. В наше время ТМ также воплощает в себе:

  • определенный вкус (вот почему “Кока-Кола” держит в секрете рецепт своей газировки);
  • стиль (три полоски Adidas);
  • образ жизни (Bentley, Balenciaga);
  • мировоззрение (Disney, Nike, The North Face).

Патентирование торговой марки позволит защитить вложенные в раскрутку инвестиции и гарантировать, что получать роялти сможете только вы или те, кому вы предоставите соответствующее разрешение.

  • Как выбрать торговую марку для собственного бизнеса?

Поиск торговой марки – это масштабное исследование рынка интеллектуальной собственности в Украине и мире, умноженное на полет фантазии и творческие решения. Предпринимателю предстоит создать эффектное запоминающееся название, определить, как будет выглядеть логотип торговой марки, выбрать корпоративные цвета, шрифты и прочие черты. Все эти элементы должны быть сопряжены со сферой деятельности компании или бренда, быть приятными, нести смысловую нагрузку о целях и миссии торговой марки. При этом они не должны копировать или близко наследовать бренд и торговую марку конкурентов.

  • Насколько сложно пройти успешную регистрацию ТМ и случаются ли отказы?

Регистрация торговой марки в Украине длится месяцами, в некоторых случаях – годами. Процедура пока, к сожалению, не полностью понятна обывателю. Она включает в себя проверку торговой марки на наличие близких аналогов на отечественном рынке, разнообразные оценки и анализы. Понятие близких аналогов не вполне четкое. Это значит, что выбранный вами логотип и название могут некоторой мерой напоминать уже существующие украинские бренды. В таком случае в регистрации спустя месяцы проверок торговой марки будет отказано, а время – бесповоротно упущено. Вот почему проходить процедуру регистрации названия и знака торговой марки рекомендуется с привлечением юристов. Западная консалтинговая группа имеет обширный послужной список торговых марок, которые были зарегистрированы с помощью наших специалистов.

  • Что делать, чтобы мою торговую марку не использовали конкуренты?

Вопрос резонный, ведь раскрутка ТМ означает то же, что и создание репутации. Это длительный и непростой процесс. К сожалению, в Украине пока нередко встречаются случаи, когда активный предприниматель или команда создают успешный бренд, привлекают обширную целевую аудиторию, но как только начинают зарабатывать на этом, рядом тут же появляются аналогичные компании и не брезгуют использовать раскрученную торговую марку или без зазрений совести копируют ее почти до мельчайших деталей. Чтобы ваши конкуренты не наживались на вложенных вами усилиях и денежных инвестициях в бренд, в первую очередь, следует зарегистрировать знак торговой марки. Причем думать об этом следует в самом начале пути, когда бизнес еще не вышел на точку безубыточности. В противном случае конкуренты могут вас опередить и зарегистрировать знак для товаров и услуг, который вы избрали и в который вкладываете деньги и творческие усилия, раньше вас. Защита торговой марки входит в чек-лист первостепенных задач, если вы строите системный бизнес и планируете маркетинговый бюджет на раскрутку имиджа бизнеса и бренда.

  • Можно ли оспорить регистрацию торговой марки конкурентами, если изначально создали ее вы и приложили куда больше усилий для ее продвижения, но не успели первыми зарегистрировать ТМ?

Здесь в полной мере срабатывает закон первенства, поэтому обжаловать будет сложно. Вот почему необходимо как можно скорее приступить к регистрации знака торговой марки. Многие собственники бизнеса считают слишком затянутой процедуру получения патента, но этому есть совершенно логичное объяснение: каждая заявка проходит тщательную проверку торговой марки, в том числе на наличие зарегистрированных аналогов и прототипов или ранее поданных заявок на таковые. Если проверка торговой марки встречает наличие подобных брендов, которые официально принадлежат другим правообладателям, процедура начинается сначала.

  • Как оформить разрешение на использование торговой марки для своих партнеров?

Существует несколько типов договора о передаче прав на знак для товаров и услуг:

  • соглашения о передаче исключительных прав на ТМ другому правообладателю (оформляются в случае продажи торговой марки и/или бизнеса);
  • лицензионный договор на использование торговой марки (заключается при франчайзинговой схеме сотрудничества, открытии представительств на базе партнерских компаний и т.п.);
  • другие соглашения об использовании объектов интеллектуальной собственности третьими лицами.

Выбрать правильный договор и учесть в нем все нюансы передачи прав интеллектуальной собственности поможет опытный юрист. Так, в “Западной консалтинговой группе” клиентам помогают совершить полную оценку торговой марки, составить соглашение таким образом, чтобы обеспечить максимальную защиту торговой марки и, в то же время, разумную свободу действий для партнеров и представителей бренда, которые не являются прямыми правообладателями.

  • Можно ли использовать чужую ТМ без наличия соответствующих разрешений от правообладателя и чем это грозит?

Незаконное использование торговой марки – это повод для привлечения к ответственности того, кто пользуется чужой интеллектуальной собственностью без разрешения правообладателя. В то же время, согласно украинскому законодательству, есть ряд обязательных факторов, которые указывают на то, что предприниматель или исполнитель должен быть привлечен к ответственности. Должен быть прецедент для проверки торговой марки. Так, многие продавцы спортивной одежды размещают у себя на фасаде изображения знаков торговых марок известных брендов, не являясь их официальными представителями. Тем не менее, предъявить им что-либо может исключительно правообладатель. Никакие проверки торговой марки, ущемления и требования со стороны правоохранительных и других официальных органов не являются легитимными, если изначально не было предъявлено требование правообладателя лишить представителя возможности использовать его торговую марку. Простыми словами, пока на вас лично не пожалуется “Адидас”, никто не имеет права лишить вас возможности изображать этот бренд в своих точках продаж. Это касается любого торгового знака. Защита торговой марки предусматривает строгую процедуру создания прецедента незаконного использования интеллектуальной собственности.

Это лишь наиболее часто задаваемые вопросы, так сказать, верхушка айсберга. На самом деле, работа с интеллектуальной собственностью – кладезь возможностей и перспектив развития для бизнеса. Юристы “Западной консалтинговой группы” рекомендуют позаботиться о ее защита в самом начале пути. В наше время иные активы интеллектуальной собственности за несколько лет вырастают в цене в десятки и сотни раз. Правильный подход к обеспечению надежных условий для развития бренда – это лучшая инвестиция в современный бизнес.

()
X