fbpx
[get_banners]

Платить ли роялти за музыку, которая звучит в магазине, в супермаркете, в ресторане

In: Адвокатское бюро Яновский и партнеры, Статьи правовая тематика 29 Ноя 2019 Tags:
Контакты Адвокатского бюро “Яновський і партнери”

+38 (032) 247-01-00+38 (067) 000-13-27

е-mail: yp@zkg.ua Viber Messenger Telegram

Должен ли владелец бизнеса платить роялти за трансляцию музыки в магазине, в супермаркете, в ресторане, в общественном транспорте и тому подобное? 

В соответствии со статьей 43 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» использование в коммерческих целях произведений без согласия соответствующих исполнителей или производителей фонограмм возможно, но при этом за такое использование произведений следует платить вознаграждение.

При этом частью 2 статьи 43 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» определено, что сбор вознаграждения за использование произведений (фонограмм и видеограмм) и контроль за их правомерным использованием осуществляется определенными Учреждениями (на сегодня это – Министерство экономического развития и торговли), уполномоченными организациями коллективного управления.

Согласно сведений, размещенных на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины, на сегодняшний день действует 13 организаций коллективного управления.

Следовательно, любая организация коллективного управления вправе обращаться к субъектам хозяйствования с предложением заключить договора, в соответствии с которыми требовать уплату роялти за публичное исполнение произведений.

Исходя из выше изложенного, отвечаем на вопрос ниже:

Возникает ли обязанность по уплате роялти, если включается музыка, транслируемая по радио? То есть, когда непосредственно не крутятся никакие записи и специально не выискивается музыка, а просто звучит одна из радиоволн?

Да, возникает!

Поскольку не суть важно, каким образом осуществляется публичное  вещание (по радио или путем использования компьютерной или другой техники) для воссоздания произведений – как записанных, так и из сети Интернет (в этом отношении  имеются исключения, о которых речь пойдет дальше).

Таким образом, важным является сам факт публичного вещания (в данном случае:   если музыка звучит в помещении магазина – это публичное вещание).

Возникает ли обязанность платить роялти, если такая музыка включается из сети интернет, из сайтов, «свободных от роялти», – то есть имеющих одноименное название об освобождении от обязанности платить роялти, которое крутится здесь?

Произведения, входящие в пакет «Royalty free», действительно, можно использовать свободно.

 

Каким образом осуществляется проверка, фиксирование факта, из какого источника и когда музыка звучит у меня в магазине?

Проверку и фиксирование использования произведений могут осуществлять представители организаций коллективного управления. Они уполномочены осуществлять это на основании закона (часть 2 статьи 43 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах») и договоров, заключенных с владельцами произведений. По факту такого фиксирования составляется акт. 

В судебной практике есть неодиночные случаи, когда представитель организации коллективного управления под видом осуществления покупки в магазине (чтобы зафиксировать место, день и время), делает видео и аудио фиксацию (это впоследствии используется в качестве доказательств факта неправомерного использования произведения в конкретное время, в соответствующем месте, и именно определенного произведения, а не другого).

Каким образом вычисляется размер роялти, если по закону он должен  составлять 1% от дохода согласно бухгалтерскому учету, а таким субъектом хозяйствования, как  ФОП, не ведется бухучет?

Постановлением КМУ от 18.01.2003 г. №71 «Об утверждении размера, порядка и условий выплаты вознаграждения (роялти) за коммерческое использование опубликованных в коммерческих целях фонограмм, видеограмм, их экземпляров и зафиксированных в них исполнений» определены 2 возможности осуществления расчета размера оплаты, а именно:

1% доходов, полученных в результате того вида деятельности, в процессе которого  осуществляется использование объектов смежных прав, или

2,5% общей суммы расходов на определенный вид использования объектов смежных прав в случае отсутствия таких доходов.

Из практики: при заключении договора с организацией коллективного управления для расчета вознаграждения учитывают, какой субъект хозяйствования и с какой целью использует произведения (понятно, что для радиокомпании – это один объем и стоимость, для ресторана – другой, а для магазина – и вовсе иной).

Для расчета суммы выплат вознаграждения часто используют фиксированную ставку, и в каждом конкретном случае она будет отличаться (в зависимости от вида деятельности субъекта хозяйствования). Это согласовывается при заключении договора.

 

Возможно ли использовать музыку и не платить роялти?

Да, возможно! 

Бесплатно можно использовать классическую или фольклорную музыку (то есть такую, которая не имеет автора или автор которой умер 70 лет назад), музыку, которая передана авторами бесплатно (“Royalty free”), можно также записывать собственные произведения (или заказывать запись произведений). Например, сети супермаркетов записывают по заказу несколько музыкальных произведений и используют лишь эти записи. Музыку «Royalty free» следует искать на соответствующих сайтах, предлагающих  или абсолютно бесплатно использовать их музыкальные сборники, или совершать одноразовые покупки таких сборников.

Ответственность за использование музыки в бизнесе без уплаты роялти

Какая ответственность предусмотрена за использование музыки в бизнесе без уплаты роялти?

Использование музыкального произведения без разрешения субъекта авторского права и (или) смежных прав является нарушением авторского права и (или) смежных прав, что предусмотрено пунктом «а» статьи 50 Закона «Об авторском праве и смежных правах». За такое нарушение, согласно пункта «г» части 2 статьи 52 данного Закона, предусмотрена возможность привлечения виновного лица к ответственности в виде выплаты компенсации, определяющейся судом как паушальная сумма на базе таких составляющих, как удвоенная, а в случае преднамеренного нарушения – как утроенная сумма вознаграждения.  Вместо возмещения убытков или взыскания дохода вследствие выше указанного нарушения, в случае обращения с заявлением о предоставлении разрешения на использование оспариваемого авторского права или смежных прав возможны комиссионные платежи. 

X