fbpx
[get_banners]

Какие налоговые последствия перевода с карточки на карточку физического лица и чем это угрожает рядовым украинцам?

In: Адвокатское бюро Яновский и партнеры, Адвокатское бюро Яновский и партнеры, Статьи правовая тематика, Статьи правовая тематика 30 мая 2023
Контакты Адвокатского бюро “Яновський і партнери”

+38 (032) 247-01-00+38 (067) 000-13-27

е-mail: yp@zkg.ua Viber Messenger Telegram

Почему люди платят друг другу с карточки на карточку?

Эта тема, по-видимому, больше качается обычных людей, чем предпринимателей. В среде законодателей (и в соответствии с законодательством Украины), людей принято называть особым образом – “физическое лицо”, а людей, которые осмелились зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность, – “физическое лицо-предприниматель”.

Переводы с карточки на карточку за “что-либо” стали массовым явлением в расчетах между обычными гражданами, в первую очередь, потому, что это удобно. Платить можно когда угодно и где угодно, без личной встречи. Условия: наличие денег на “карточном” счете и доступ к Интернету. Переводы предпринимателям  в этом случае также не исключение, потому что нередко интернет-магазины или обычные сервисы принимают средства на карточные счета, не предназначенные для предпринимательской деятельности* (норма законодательства обозначена ниже соответствующей звездочкой).

 

Какие и для кого могут быть последствия при переводе средств из карточки на карточку?

Итак:

  • – для физического лица – плательщика средств из карточного счета, перевод не влечет за собой никаких последствий.
  • – для физического лица – получателя средств на карточный (не предпринимательский) счет возникают последствия: обязанность декларирования доходов и, соответственно, – уплаты налогов из доходов, подлежащих налогообложению.

Почему могут проверять карточные счета физических лиц, являющихся  ФОПами?

Логично допустить, что таким образом наводят порядок и ищут дополнительные источники наполнения бюджета.

Согласно банковскому законодательству, банки обязаны информировать ДФС не только о предпринимательском счете ФОПа, но и обо всех его открытых банковских счетах  как физического лица** (нормы законодательства приведены ниже).

Однако банк, информируя о номере и дате открытия счета, не обязан по запросу ДФС раскрывать информацию о движении средств как по НЕпредпринимательских, так и по предпринимательских счетах.

Наряду с этим, банки не обязаны предоставлять информацию в ДФС при открытии банковских счетов обычных физических лиц (не являющихся ФОПами).

Почему ФОПы-единоналожники используют для расчетов за товары / услуги НЕпредпринимательские счета?

Вероятнее всего:

а) по неведению;

б) ФОПы 3-й группы – чтобы уменьшить налогообложение предпринимательских операций (5%) и не превысить лимит операций за год (5 млн. грн.);

в) ФОПы 2-й группы – чтобы не превысить лимит операций за год (1,5 млн. грн.).

В контексте “инициатив” налоговых органов, информация о банковских счетах (банковская тайна) может быть предоставлена лишь в следующих случаях:

  • по запросу налогового органа в банк  – относительно наличия банковских счетов ФОПа (не физического лица), без права на получение сведений о номерах счетов и о движении средств по ним;
  • по решению суда, инициированного налоговым органом, – о движении средств или любую иную информацию относительно счета.

Следовательно,  если налоговый орган узнает о номере счета физического лица, то для раскрытия более детальной информации по нему (о движении средств и тому  подобное) он обязан обратиться в суд.

При наличии обоснованных оснований суды, конечно, могут дать разрешение на раскрытие банковской тайны, но как видим, путь получения таких сведений является не совсем простым.

Другое дело, что банки, например, государственные или с некомпетентным  персоналом, могут пренебречь тайной и раскрыть информацию без решения суда, что не исключено, потому что на практике такое случалось.

Какими могут быть налоговые последствия для физического лица – получателя средств?

Доход, подлежащий налогообложению (ссуда, например, не подлежит налогообложению) и поступивший на карточные счета физического лица, подлежит декларированию получившим его физическим лицом за предыдущий год – до 01 мая следующего года, а уплата налога обязательна – до 01 августа следующего года: 18%  – НДФЛ и 1,5% – военный сбор. 

Налоговые обязательства могут быть начислены максимум за период 1095 дней, то есть за прошедшие 3 года (детальнее – в  видеозаписи бизнес-завтрака).

Какими могут быть налоговые последствия для ФОПа, если средства пришли ему на НЕпредпринимательский счет?

Такие доходы для ФОПов-единоналожников, полученные ими с использованием НЕпредпринимательских счетов, приравниваются к доходам физического лица, как описано в абзаце выше (18% – НДФЛ и 1,5% – военный сбор).

или

Если ФЛП или налоговый орган ошибочно будет считать (а почему – мы детально  обосновываем в видеозаписи бизнес-завтрака), что доход ФОПа-единоналожника с использованием НЕпредпринимательского счета  облагается налогом по ставкам единого налога, то, как минимум, надо его обложить налогом.

Кроме того, существует риск превышения ФОПом годового лимита дохода для пребывания в определенной группе единого налога, если суммарные доходы по предпринимательским и НЕпредпринимательским счетам будут задекларированы ФОПом для оплаты по единому налогу и превысят такой лимит (1,5 млн. – для 2-й группы и 5 млн. – для 3-й группы). 

Какими еще могут быть последствия для физического лица (не ФОПа), если средства будут регулярно поступать на его карточный счет?

Для физических лиц – не ФОПов – это может квалифицироваться как систематическая деятельность, являющаяся одним из признаков предпринимательства (одно из оснований – значительное количество платежей на карточку не от родственников, не от связанных с ним лиц), что угрожает штрафом в размере 17000-34000 грн. – за деятельность без регистрации предпринимательской деятельности. 

Здесь еще все можно дополнять и детализировать.

Если дочитали до конца и вам хотелось бы детальнее разобраться в теме расчетов между физическими лицами, в теме налогообложения фрилансеров, деятельности не ФОПов и ФОпов, легальных способов и договоров, которые могут легализовать, уменьшать или нивелировать налогообложение операций между физическими лицами и / или ФОПами, вы можете:

Получить доступ к видеозаписи “Чем угрожают переводы с карточки на карточку рядовым украинцам со слайдами, кейсами и образцами документов

 

*(именно так: есть банковские счета, специально предназначенные для предпринимательской деятельности, а есть счета, которые НЕ предназначены для этого

– пункт 7.7. “Запрещается использовать текущие счета физических лиц для проведения операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности”.

ИНСТРУКЦИЯ о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах

Постановление Правления НБУ от 12.11.2003 № 492).

**- абзац 2 пункта 6.1.

“Если физическое лицо не имеет в этом банке счетов, то открытие текущего счета осуществляется в таком порядке:

– физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, обязано в заявлении об открытии текущего счета (дополнение 6) в строке “Дополнительная информация” указать о своем статусе предпринимателя.

ИНСТРУКЦИЯ о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах

Постановление Правления НБУ от 12.11.2003 № 492)

**ПОРЯДОК представления уведомлений об открытии / закрытии счетов налогоплательщиков в банках и других финансовых учреждениях в контролирующие органы».

 “7. Финансовые учреждения предоставляют уведомление об открытии / закрытии любых счетов физических лиц, имеющих статус самозанятых лиц. Физические лица – предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, обязаны уведомлять о своем статусе банки и другие финансовые учреждения, в которых такие лица открывают счета”.

Приказ Минфина от 18.08.2015  № 721 

Зарегистрировано в Минюсте в 04.09.2015 г. № 1058/27503

***Статья 62 Закона “О банках и банковской деятельности”. “Порядок раскрытия банковской тайны

Информация относительно юридических и физических лиц, которая содержит банковскую тайну, раскрывается банками:

– 2) по решению суда;…

– 4) центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую политику:

а) по его письменному требованию относительно наличия банковских счетов”

****Статья 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

“Нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности

Осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации как субъекта ведения хозяйства или без получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законом, или осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, а также без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом (кроме случаев применения принципа молчаливого согласия)

– влечет за собой наложение штрафа от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого административного правонарушения, или без такого”.

Автор – адвокат Алексей Яновский

X