fbpx

Разработка договоров франчайзинга для коммерческой концессии — правовые аспекты

Еще до недавнего времени такой способ организации взаимовыгодной хозяйственной деятельности между различными субъектами хозяйствования, как франчайзинг, когда одна сторона (франчайзер) за определенную плату передает другой стороне (франчайзи) право на конкретный вид коммерческой деятельности, был слабо распространен в украинской бизнес-среде. Чего не скажешь о сегодняшнем дне. Приобретая с каждым днем все большую популярность, международный франчайзинг находит в Украине отображение в договорах коммерческой концессии, определение которым дается и в Гражданском, и в Хозяйственном кодексе. В украинском законодательстве также освещен его предмет, стороны, существенные условия и прочие правовые аспекты, о которых и поговорим далее.

Виды и формы договоров франчайзинга для коммерческой концессии, нюансы налогообложения

В настоящее время выделяют несколько классификаций франчайзинга на виды, каждая из которых зависит от следующих факторов:

  • количества выдаваемых франшиз (лицензий);
  • вида деятельности франшизополучателя;
  • стратегии развития франчайзинговой системы;
  • функциональной структуры;
  • роли и функций франшизодателя;
  • стоимости лицензии (франшизы).

В нашей стране широкое распространение приобрела систематизация договоров коммерческой концессии, исходя из рода деятельности предприятия. Согласно этому критерию различают следующие виды франчайзинга:

  • товарный. Он еще называется франчайзинг продукта или торгового имени и характеризуется передачей прав на продажу, а также последующее предпродажное и послепродажное обслуживание товаров или услуг, производимых либо предоставляемых франчайзером. При этом и те, и другие зачастую имеют определенную маркировку, благодаря которой удается установить выпускающую компанию. Товарный франчайзинг используется сегодня многими ведущими компаниями. В том числе, и теми, которые специализируются на изготовлении автомобильных покрышек; 
  • производственный. Этот тип коммерческой концессии предусматривает передачу технологии производства того или иного вида продукции. Причем сырье для ее изготовления тоже поставляет франчайзер. Яркий пример производственного франчайзинга – компания Pepsi. Получая от нее все необходимые ингредиенты для производства безалкогольных напитков, местные разливочные предприятия смешивают их, разливают в специализированную тару и отправляют местным дилерам для распространения. При этом украинская «пепси» по вкусу совсем не отличается от аналогичного напитка, выпускаемого основной компанией;
  • сервисный. Этот вид франчайзинга характеризуется высоким уровнем обслуживания. Говоря иными словами, высокое качество и скорость выполнения услуг, предоставляемые брендом, сохраняются и в компании-франчайзи;
  • деловой или франчайзинг бизнес-формата. Сегодня он представляет наибольший интерес. А все потому, что вместе с технологией ведения бизнеса франчайзер передает право на использование бренда. Заключая договор коммерческой концессии данного типа, франчайзи становится частью огромной корпорации и дает согласие на ведение бизнеса по единой методологии. Пример – McDonald’s.

Что касается форм франчайзинга, которые предопределяют условия франшизы и закрепляют обязанности между сторонами – франчайзером и франчайзи, – то согласно международной классификации выделяют:

  • прямой франчайзинг. Он предполагает заключение договора только с одной компанией. Вместе с этим франчайзи ограничен конкретной территорией. К тому же, у него отсутствует право передачи франшизы;
  • последовательный франчайзинг. Данная форма коммерческой концессии дает возможность заключать сразу несколько договоров, а значит, и выдавать столько же франшиз;
  • распределение территории. Суть этой формы состоит в том, что за разработчиком закрепляется определенная территория, в рамках которой он имеет право заключать договора коммерческой концессии от имени основной компании;
  • субфранчайзинг. Он характеризуется тем, что вместе с заключением договора франчайзер делегирует франчайзи часть своих прав. Скажем, право на продажу франшизы третьим лицам;
  • мастер-франчайзинг. Существенное отличие данной формы от предыдущей заключается в том, что главная компания предоставляет дочернему предприятию не часть, а все свои права и обязанности. 

Среди всех существующих форм франчайзинга, две последних способствуют наиболее быстрому завоеванию рынка.

Говоря о договоре коммерческой концессии, в том числе, целесообразным будет упоминание об особенностях его налогообложения. Так, при переуступке прав на регистрационные базы данных, компьютерные программы, авторские изобретения и прочие продукты интеллектуальной собственности в некоторых случаях НДС не взымается. Если быть точнее, то в соответствии с Налоговым кодексом временно (до 01.01.2023 г.) освобождаются от обложения НДС некоторые операции – те, которые связаны с программной продукцией и те, что сопряжены с ее поставкой, и плата за которые не является роялти. 

Предмет и стороны договора франшизы

Чтобы обезопасить собственный бизнес, компания-правообладатель, в первую очередь, должна позаботиться о том, чтобы в содержании договора франшизы присутствовал его предмет. Проще говоря, свод правил, в соответствии с которыми предприятие-пользователь будет применять право на коммерческое обозначение, фирменное наименование, товарный знак и т. п. Вместе с этим, в договоре коммерческой концессии должно быть предусмотрено употребление предмета соглашения с указанием или без него территории его употребления относительно определенной сферы гражданского оборота. Если говорить о сторонах договора франшизы, то ими могут выступать и физические, и юридические лица, которые на момент заключения соглашения являются субъектами предпринимательской деятельности.

Регистрация договора коммерческой концессии: содержание и условия

Согласно ст. 367 ГК любой договор коммерческой концессии, заключенный в Украине, должен быть оформлен в виде единого документа в письменной форме. В противном случае он будет считаться ничтожным. Подобный документ, при условии, если он грамотно составлен, эквивалентен франчайзинговой сделке за рубежом. Более четкое его содержание регламентировано таким законодательным актом Украины, как Хозяйственный кодекс. В нем среди всего прочего также предусмотрены и особые условия договора. В частности:

  • обязанность франчайзера не предоставлять третьим лицам права, схожие с теми, которые получил франчайзи, для использования их на территории, закрепленной за ним. А также избегать аналогичной собственной деятельности в пределах этой же территории;
  • обязанность пользователя не противостоять правовладельцу на территории, на которую распространяется действие договора франшизы;
  • обязанность франчайзи не приобретать тождественные права у конкурентов франчайзера. 

Если же в договоре коммерческой концессии предусмотрены условия, согласно которым правовладелец вправе самостоятельно определять цену товара или услуги либо устанавливать верхнюю/нижнюю ее границу, а также пункт, в соответствии с которым пользователь может продавать товары или предоставлять услуги только определенной категории клиентов, такой контракт признается недействительным. Не требуется государственная регистрация.

Изменение, расторжение и прекращение договора коммерческой концессии

Порядок изменения, расторжения или прекращения договора коммерческой концессии регулируется ст. ст. 188 и 374 ХК, а также ст. ст. 651, 1125, 1126 ГК. Руководствуясь положениями данных законодательных актов, можно заключить следующее:

  • основной предпосылкой для внесения правок в условия контракта является обоюдное желание обоих его участников. Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора другой стороной и в иных случаях, установленных договором или законом;
  • дополнительные случаи изменения договора франчайзинга могут быть оговорены сторонами заблаговременно;
  • также подобный документ может подвергнуться правкам путем одностороннего отказа от его содержимого (полного или частичного), если такое право предусмотрено договором или законом.

Договор франчайзинга: актуальный пример/образец

Стоит отметить, что сам по себе договор коммерческой концессии в Украине несовершенен, поскольку надлежащим образом не урегулирован на законодательном уровне. Впрочем, отсутствие достаточной регламентации франчайзинговых отношений со стороны государства не должно повлечь за собой свободного формулирования его содержания. Безусловно, стороны имеют право составлять контракт на свой манер. Однако это становится возможным только при условии, если цель сделки или отдельные пункты договора не идут вразрез с действующим законодательством.

Конечно, участникам процесса было бы проще, если бы у них «под рукой» был актуальный образец договора франшизы. Но ввиду того, что франчайзинг применяется в различных отраслях экономики, каждая из которых имеет свою специфику, создание универсального контракта, который бы подходил для регламентирования всех отношений между партнерами по бизнесу, не представляется возможным. Зато очертить вопросы, которые должны найти урегулирование в нем, можно запросто. Итак, типовой договор коммерческой концессии может содержать следующие пункты:

  • преамбула. Чаще всего из нее начинается любое франчайзинговое соглашение. Здесь описываются цели, преследуемые сотрудничеством между партнерами, и ценности, на основании которых оно должно строиться, а также состояние сети на этапе разработки договора и видение дальнейшего ее развития;
  • определение основных терминов и понятий, используемых в тексте контракта. Это необходимо для лучшего понимания содержания сделки;
  • освещение вопросов, касающихся регулирования отношений между бизнес-партнерами (франчайзером и франчайзи). Безусловно, для каждого конкретного случая они – свои, но есть и обязательные. В частности такие: условия присоединения к сети; срок действия договора франшизы; территория деятельности пользователя; права и обязанности сторон; защита товарных знаков и коммерческой тайны; конкурентная деятельность; обучение; паушальная (вступительная) плата, регулярное вознаграждение (роялти) и отчисления в маркетинговый фонд; реклама и продвижение; контроль со стороны правовладельца и условия прекращения действия договора;
  • дополнительные пункты. В них, например, можно предусмотреть особенности урегулирования форс-мажорных обстоятельств;
  • заключительные положения. Здесь зачастую содержится информация о законодательных актах, действие которых распространяется на вопросы, не регулируемые франчайзинговым соглашением. Кроме того, в них можно прописать и условия внесения изменений в контракт.

При этом, разрабатывая договор коммерческой концессии, важно соблюдать в его содержании логический порядок. Это в свою очередь облегчит его чтение и понимание.

Разработка договора франчайзинга для коммерческой концессии: поддержка опытных специалистов

Большая популярность ведения бизнеса на основе франчайзинговых отношений объясняется огромными перспективами и преимуществами для обоих участников процесса. Так, для франчайзи основные плюсы состоят в экономии ресурсов и времени, которые при создании бизнеса с «нуля» придется потратить на изучение рынка и расположение клиентов. В случае с договором коммерческой концессии используется уже готовая бизнес-модель, знакомая потенциальному потребителю, а значит, ее не придется дополнительно «раскручивать». Помимо этого, со стороны франчайзера пользователь получает консультирование и полную поддержку, поскольку последний полностью заинтересован в его успешной деятельности. Что касается преимуществ для правообладателя, то они заключаются в возможности расширении бизнеса без дополнительных капиталовложений и получения регулярного стабильного дохода. Впрочем, договор франчайзинга, в том числе, выгоден и для государства. Ибо он способствует созданию новых рабочих мест.

Однако есть одно «но» – несовершенное правовое регулирование процесса заключения договора коммерческой концессии в Украине, что приводит к огромному количеству споров, связанных с нарушением его условий той или иной стороной. Причем выигрывают подобные прения те компании, которые четко предусматривают в письменном соглашении все права и обязанности его участников, а также их финансовые обязательства. Именно поэтому, еще на этапе разработки договора франчайзинга в Киеве, Львове или в любом другом населенном пункте нашей страны лучше довериться квалифицированным специалистам из компании «Западная консалтинговая группа». Обладая достаточными теоретическими знаниями и практическим опытом, наши сотрудники окажут любые услуги, имеющие отношение к франчайзингу в различной сфере бизнеса: от торговли к производству.

()
Подписаться на новости

Подписаться на еженедельная дайджест новостей и быть в курсе событий

Я принимаю условия об обработке и защите перосональних данных и даю согласие на их обработку.
X